Евразийский
научный
журнал

Занятие в старшей группе:"Неизведанное рядом"(Экспериментальная деятельность)

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Бычкова Ирина Ильинична
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2016»  (апрель)
Количество просмотров статьи: 2149
Показать PDF версию Занятие в старшей группе:"Неизведанное рядом"(Экспериментальная деятельность)
Бычкова Ирина Ильинична, Воспитатель, Россия г.Норильск, Красноярский край МБДОУ №24 "Родничок"

«Неизведанное рядом»

Интеграция образовательных областей:

«Познание»

- Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ)

- Развитие органов слуха, зрения, обоняния.

- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

«Коммуникация»

- Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.

- Активизировать речь и обогащать словарь детей.

« Социализация»

- Развивать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

- Учить делать простейшие выводы в процессе эксперимента.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Здоровье»

- Формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.

Предварительная работа:

Занятия с детьми в экоцентре. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, и другими материалами.

Оборудование:

- Воздушные шары(с гелием);

- воздушные шары,

- стакан с молоком;

- стеклянные емкости разной формы,

- картинка с изображением воздушного шара с корзиной;

- картинки;

- лёд

- глобус.

Ход занятия:

Организационный момент: «Получение письма от Никельки»

Воспитатель: ребята, сегодня утром к нам в группу пришел почтальон и принес письмо от Никельки. Что нам нужно с ним сделать? Прочитать.

Воспитатель: Никелька очень хочет отправиться в путешествие и интересуется- на чем можно полететь?

Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? (нет)

Воспитатель вносит большой гелиевый шар , а дети и педагог встают вокруг него.

 Нам в пути нужен важный помощник.

О нем говорится в загадке:

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…(Воздух)

Воспитатель: Воздух везде. Посмотрите вокруг.

Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.

А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. (упражнение «Глубокий вдох и выдох через 5-7 секунд» )

А почему мы не видим воздух? (ответы детей). Воздух невидим, так как он прозрачен.

 А хотите увидеть воздух? (да)

Для этого нам необходимо пройти в нашу лабораторию.

( на доску вывешиваются соответствующие картинки)

Эксперимент № 1:

Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и баночка.

Баночку опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли  вода в баночку? Почему нет? (ответы детей)

Вывод: В банке есть воздух, он не пускает туда воду.

Эксперимент № 2:

Банку наклонить – чтобы появились пузырьки.

Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки)  Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит с банкой? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?

Вывод: Воздух выходит из банки, его место занимает вода.

Воспитатель открывает изображение воздушного шара.

Эксперимент № 3:

Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится воздушный шарик. Шарик нужно наполнить воздухом(надуть)и потом опустить отверстием в шарике вниз в тазик с водой и посмотреть что выходит из шарика? (воздух)

Вывод: Воздух окружает нас.

Воспитатель: Нам пора дальше  отправляться в путешествие!

 Воспитатель показывает глобус. Дети, что это у меня в руках? (глобус).

Правильно,  так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе  обозначено синим цветом? (Вода)

Воспитатель: Без воды жизнь представить сложно.

Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? Это Капитошка.

Капитошка: Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне непонятно: куда потом исчезает эта вода? И еще, зимой, я хотел искупаться в речке, а вместо воды - лёд. Откуда он взялся?

Воспитатель: Капитошка, мы с ребятами попробуем ответить на твои вопросы.

Пройдем в лабораторию.

Воспитатель: Капитошка, мы покажем, какими свойствами обладает вода.  Дети обратите внимание: на столе  в контейнере лежит лёд. Мы позже к нему вернёмся.

А сейчас, мы узнаем о свойствах воды .

Эксперимент№ 4:

Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.)

Значит  какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?

Вывод: Вода не имеет запаха.

Эксперимент№ 5:

Воспитатель: Для следующего эксперимента нам понадобится стакан с водой и цветная бумага. Поднесите стакан с водой к бумаге и скажите, что вы видите? (цвет бумаги)

 - Какой можно сделать вывод из этого эксперимента?

Вывод: Вода прозрачная.

Эксперимент № 6:

Воспитатель: Сейчас нам понадобятся стакан с водой, соль и ложка.

Нужно положить в стакан ложку соли и  размешать.

Воспитатель: что произошло с солью? (соль  растворилась)

Мы делаем следующий вывод.

Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.

Эксперимент № 7:

Разлить воду по разным сосудам.

Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)

Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть

Физкультминутка:

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к столу, на котором был лёд. Что вы видите? Почему это произошло? (ответы детей)

Капитошка: Жаль, что лёд растаял, я так люблю его есть.

Воспитатель: Что ты! Сосульки и лёд нельзя есть! Почему, дети нельзя есть лёд? (ответы детей).  Давайте докажем, что лед грязный. (профильтруем)

Эксперимент № 8:

Воспитатель: Нам понадобится сосуд, воронка и фильтр.

Нальём  талую воду из тарелки в воронку с фильтром.

Воспитатель: (показывает фильтр) Чистый  или грязный лёд?(грязный) Почему?(фильтр стал грязным?)

Капитошка, можно есть лёд или нет?

Капитошка: Что вы! Я больше никогда не буду есть лёд и снег.

Воспитатель: Давайте повторим свойства воды.

Капитошка: Спасибо вам. Я запомню свойства воды и никогда их не забуду. Вот вам шарики на память об этом путешествии. До свидания.

(Капитошкауходит)

Воспитатель: Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - вода!

Экономь её и береги.

Мы ведь на планете не одни!

Список литературы:

1.Латынова Н., «Сказки земли» 1999г.

2.Синицына Е., «Сказочная географическая азбука» 1999г

3. Мадера А.Г., Пятикоп А.П., Репьев С.А. «Опыты без взрывов» 2000г

 4.Дыбина О.В., Рахманова, Щетинина В.В «Неизведанное рядом» 2001г

5.Мейями А «Большая книга экспериментов» 2002г.