Евразийский
научный
журнал

В помощь учителю изобразительного искусства по составлению плана - конспекта

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Чегринцева Татьяна Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 1853
Показать PDF версию В помощь учителю изобразительного искусства по составлению плана - конспекта

Чегринцева Татьяна Николаевна

Цели:

  • Продолжить знакомство учащихся с  традиционными народными художественными промыслами.
  • Познакомить с деревянным зодчеством России – резьбой по дереву, узорочьем, некоторыми знаками-узорами орнамента украшения деревянных резных изделий.
  • Научить применению техники раскрашивания карандашами, фломастерами к уже готовым узорам, доработке готовых узоров, выполнению собственных узоров.
  • Развивать умение переносить увиденное или воображаемое на лист с учетом формы и цвета, выражать свое настроение в работе, наблюдательность и внимательность.
  • Воспитывать любовь к народному творчеству, способность чувствовать красоту изделий, осознание их роли в жизни человека.
  • Осуществить межпредметные связи изобразительного искусства с историей, окружающим миром, музыкой.

Оборудование: иллюстрации из серии «Декоративно-прикладное искусство», карточки с изображением образцов узоров, аудиозапись «Русская народная музыка», бумага, карандаши, фломастеры.

Оформление доски: иллюстрации из серии «Декоративно-прикладное искусство».

Ход урока:

  1. Актуализация знаний
    1. Организация класса
      1. Приветствие детей учителем.
      2. Проверка готовности к уроку.
      3. Повторение пройденного материала:
        • Давайте вспомним, о каких народных промыслах мы уже говорили на прошлом уроке?
  2. Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе
    1. Постановка проблемы
      • Сегодня мы познакомимся еще с одним промыслом – деревянное зодчество.
      • Что такое зодчество? Кто знает?
      • Деревянное зодчество – это искусство строить из дерева. Этот вид искусства известен в России с незапамятных времён и развивается на протяжении многих веков: это строительство домов, домовых построек, домовой утвари, украшения для дома. И все это из разных пород дерева. Как думаете, почему деревянное зодчество широко распространено на Руси? (Обилие деревьев)
      • На протяжении двух уроков мы будем рассматривать эту тему. А тема сегодняшнего урока – «Резьба по дереву». Мы рассмотрим разные вариации деревянных украшений и нарисуем свои примеры. Дети (заранее подготовленные) читают стихи:
        Что ни терем, ни изба –
        Позолота, да резьба.
        Терем, терем, теремок,
        Он затейлив и высок,
        В нем окошки слюдяные,
        Все наличники резные,
        А на крыше петушки
        Золотые гребешки.
        А в перилах на крылечке
        Мастер вырезал колечки,
        Завитушки да цветки
        И раскрасил от руки.
        В терему резные двери,
        В изразцах на печке в ряд
        Птицы райские сидят.
        По стенам резные лавки
        И дубовый стол резной
        Возле печки сохнут травки,
        Собирали их весной
        Да настой варили, чтобы
        Пить зимою от хворобы.
        Рядом с горницей передней
        Спальня в горнице соседней,
        И постель в ней высока
        Высока - до потолка!
        Там перины, одеяла
        И подушек там немало,
        И стоит, покрыт ковром,
        Ларь с хозяйкиным добром.
        Душно в тереме высоком
        От натопленной печи:
        Не откроют в холод окна
        Наши предки русичи.
  3. Работа над темой урока
    1. Вводная информация (рассказ учителя)
      1. Историческая справка: На Руси всегда знали и ценили великолепные свойства древесины: ее дешевизну; легкость обработки; прочность способность сохранять тепло; сравнительную долговечность. В деревянной избе всегда сухо, летом - прохладно, зимой – тепло. А утварь для дома была не просто вырезана из дерева, а еще и разукрашена узорами: резьбою, красками.
        Делали так не только для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла. Существовал даже особый обряд их «чтения».
        Вот какой любопытный разговор, передал нам автор одной из книг по деревянному зодчеству. «Одна деревенская девушка готовила себе приданое, а мать внимательно следила за работой. Увидев, что в кайме полотенца юная ткачиха поставила два ряда треугольников вершина к вершине, она остановила ее: Нельзя так делать, дочка! Драконовы зубы у тебя получаются. Ты поставь узорки подошва к подошве — выйдут солнечные лучики. И будут светить они тебе, пока живо само полотенце.
        • Правда, ведь, интересно? Словно не полотенце украшали, а волшебную сказку сказывали... Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть, что «узорочье» - это целый рассказ о мире, созданный еще в глубокой древности (демонстрация иллюстраций из серии «Декоративно - прикладное искусство»). Особенности этого стиля – затейливые формы, обилие декора, сложность композиций и живописность силуэта.
        • Узоры несли в себе тайные знаки, с помощью которых люди пытались воздействовать на окружающий мир: призывали хороший урожай, здоровье, семейное счастье. Для этого знаки вышивали на ткани, вырезали на дереве, украшали им посуду.
      2. Солярные знаки
        Солярный знак – это знак солнца. Этот знак - преграда и отвращение зла. Существует множество разнообразных знаков в виде круглых, вырезанных мастерами розетках.
      3. Знаки воды
        Знак Воды ­ волнистая или ломаная линия. Дождь изображается вертикальными линиями. Реки, подземные воды, «хляби небесные» - горизонтальными. 
        Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
      4. Знаки Земли и плодородия.
        Квадрат (ромб), поделённый крестом на четыре части – знак вспаханного поля. Если внутри есть точки – знак засеянного поля.
      5. Мини итог:

        • Как вы думаете, почему в волшебных знаках заложены такие объекты неживой природы, как солнце, вода, земля?
        • Действительно, эти стихии играют важную роль в жизни человека: как от изобилия, так и от недостатка может наступить беда: засуха, пожары, потопы и пр. Не зря, до принятия христианства, язычники, поклонялись стихиям. Давайте и мы поиграем в солнышко.

    2. Физминутка «Солнце»
      Солнце вышло из-за тучки,
      Мы протянем к солнцу ручки.
      (Потягивания — руки вверх.)
      Руки в стороны потом
      Мы пошире разведём.
      (Потягивания — руки в стороны.)
      Мы закончили разминку.
      Отдохнули ножки, спинки.
    3. Практическая работа (легким фоном звучит русская народная музыка)
      • А сейчас представьте себе, что мы с вами древнерусские  мастера. Собрались в избе нашего друга - мастерового, чтобы выполнить заказ – разукрасить соляные знаки так красиво, чтобы потом народ вывесил их на избу и любовался нашей работой. А инструмент наш -  это не карандаши, а волшебные краски, цвета которых позволят людям в исполнении их добрых желаний.
      • А вторая задача: рассмотреть розетки, раскрасить под  дерево, и поучиться самим рисовать по предложенному заданию.
      • А чтобы работа спорилась, к нам придет Ванюша – балалаечник, сыграет, повеселит наши молодецкие души. (Аудиозапись музыки). Приятной работы!
        (Ребята выполняют работу в соответствии с инструкцией. При необходимости учитель помогает)
  4. Итог урока
    1. Просмотр и оценивание работ
    2. Рефлексия - Что нового узнали? Чему научились? Что помогло?
      • Как работал ты?
      • Какие чувства вызывают у тебя работы твоих одноклассников?
      • Ребята, у вас на столах лежит по одному лепестку. Выразите в цвете свое отношение к этому уроку рисования (учитель напоминает о соотношении цвета и настроения, дети заполняют цветом лепестки, из которых потом собирается цветок; «Цветопись» выступает в качестве средства педагогической диагностики).