Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Поляк Наталья Григорьевна,
учитель русского языка и литературы МОУ ИРМО
"Кудинская средняя общеобразовательная школа",
Иркутская область
ЦЕЛИ:
Оборудование: таблица “Односоставные предложения”; текст, отпечатанный для каждого обучающегося, чистые листочки, карточки, жетоны.
I. Организационный момент. Синтаксическая пятиминутка. Синтаксический разбор предложения.
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком.
II. Подготовка к изучению новой темы.
Запись предложений на доске, по одному предложению каждый ученик.
Задание: Выделить грамматическую основу, определить двусоставное или односоставное, вставить и объяснить орфограммы, разобрать слово по составу, определить вид сказуемого (простое ПГС, составное СГС, именное СИС).
Второй ученик проверяет, а класс тем временем повторяет, чем отличается односоставное предложение от двусоставного. (В односоставном один главный член, а второго главного члена нет).
Актуализация знаний
(Отвечают по одному человеку, за каждый правильный ответ получают по одному жетону).
III. Изучение нового материала.
В русском языке по наличию главных членов предложения могут быть односоставными (с одним главным членом) и двусоставными (с двумя главными членами).
Сегодня на уроке мы будем изучать односоставные с главным членом сказуемым, в них есть только сказуемое, но можно ли определить лицо? Оказывается можно. Значит, как будет называться тема?
Определённо-личные предложения. (Запись темы в тетрадь).
Цель урока (формулируют дети): научиться эти предложения находить по их значению и особенностям. Научиться находить и определять, чем выражено сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях.
Запись предложений на доске и в тетрадях с выделением в них грамматических основ, определением способа выражения сказуемого, односоставное или двусоставное, определённо-личное, можно ли определить лицо.
- Какой же вывод можно сделать о строении определённо-личных предложений?
(На первом месте стоит сказуемое, а подлежащего нет, но мы можем по форме сказуемого определить личность говорящего, местоимений нет, но они подразумеваются (их можно подставить)).
В таких предложениях на первый план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает, что действие производит сам говорящий. Лицо говорящего мы определить можем.
Вывод: определённо-личные предложения- это односоставные предложения с сказуемым глаголом в форме ( какого лица, обращаемся к предложениям) 1и 2 лица ед. ч и мн.ч.
IV. Закрепление изученной темы.
Этот вид предложений часто используется в поэтических и художественных произведениях, помогая передать душевное состояние поэта. В русском языке предложения с обращениями не имеют подлежащего, являются определённо-личными. (Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?) Сфера использования таких предложений обширна. Разговорная речь, публицистический, научный, официально-деловой стили речи.
1 работа с текстом.
- Чтение текста.
- Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу и грамматически).
Запись текста с выделением грамматической основы (выборочно), с объяснением орфограмм и определением типа предложений.
На опушке обнажённой рощи я отыскиваю большую кучу сухих листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду, не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает еж (Сладков).
- От какого лица ведется повествование в рассказе? (от первого).
- Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц? (одного).
- Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего? (односоставные).
- Подберите синоним к слову обнажённая (голая).
- Что такое синонимы? (Слова разные по написанию, одинаковые по значению).
Понятие о синтаксических синонимах.
Это синтаксические конструкции, имеющее разное строение, но совпадающие по своему значению.
Вывод: Определённо-личные предложения синонимичны двусоставным, но первые более лаконичны, в них больше подчёркивается действие, чем деятель.
Например:
Люблю берёзку русскую. (определенно-личное).
Я люблю березку русскую. (двусоставное).
- Значит по каким структурным особенностям мы находим односоставные опр.-лич. предложения? (отсутствие подлежащего, сказуемое выражено в форме 1,2 лица ед.ч и мн.ч.).
Итог:
- Почему эти предложения являются определённо-личными?
(В них нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме 1,2 лица ед. и мн.ч.)
3 работа на листочках.
- У вас на столах чистые листочки, подпишите фамилию и имя.
Я диктую, а вы записываете только односоставные определённо-личные предложения.
V. Итог урока.