Евразийский
научный
журнал

Урок русского языка в 8 классе по теме «Определённо-личные предложения»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Поляк Наталья Григорьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 4732
Показать PDF версию Урок русского языка в 8 классе по теме «Определённо-личные предложения»

Поляк Наталья Григорьевна,
учитель русского языка и литературы МОУ ИРМО
"Кудинская средняя общеобразовательная школа",
Иркутская область

ЦЕЛИ:

  1. Дать понятие об определённо-личных предложениях;
  2. Научиться:
    • Различать односоставные и двусоставные предложения;
    • Находить определённо-личные предложения по их значению и особенностям;
    • Пользоваться двусоставными и определённо-личными предложениями как синтаксическими синонимами, в состав которых входят определённо-личные предложения.
    • Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Оборудование: таблица “Односоставные предложения”; текст, отпечатанный для каждого обучающегося, чистые листочки, карточки, жетоны.

I. Организационный момент. Синтаксическая пятиминутка. Синтаксический разбор предложения.

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком.

II. Подготовка к изучению новой темы.

Запись предложений на доске, по одному предложению каждый ученик.

Задание: Выделить грамматическую основу, определить двусоставное или односоставное, вставить и объяснить орфограммы, разобрать слово по составу, определить вид сказуемого (простое ПГС, составное СГС, именное СИС).

  1. На небе гаснут облака (двусоставное, ПГС). Уже поздно (односоставное, СИС).
  2. Соловьиное эхо несется с блестящей реки (двусоставное).
  3. Шёпот, робкое дыхание, трели соловья (односоставное).
  4. Как тихо (односоставное). Каждый звук и шорох слышу я (двусоставное).
  5. Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (односоставное).

Второй ученик проверяет, а класс тем временем повторяет, чем отличается односоставное предложение от двусоставного. (В односоставном один главный член, а второго главного члена нет).

Актуализация знаний

(Отвечают по одному человеку, за каждый правильный ответ получают по одному жетону).

  1. Два или несколько слов, объединённых по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи, где одно подчинено другому (словосочетание).
  2. Основная единица синтаксиса, характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью (предложение).
  3. В словосочетании слова связаны 3 способами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)
  4. Составное глагольное сказуемое состоит из (вспомогательного глагола и неопределённой формы глагола).
  5. Второстепенные члены предложения поясняют главные и делятся по своим грамматическим значениям на (дополнение, определение, обстоятельство).
  6. Сложные предложения делятся 3 группы по способу связи между частями (сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные).

III. Изучение нового материала.

В русском языке по наличию главных членов предложения могут быть односоставными (с одним главным членом) и двусоставными (с двумя главными членами).

Сегодня на уроке мы будем изучать односоставные с главным членом сказуемым, в них есть только сказуемое, но можно ли определить лицо? Оказывается можно. Значит, как будет называться тема?

Определённо-личные предложения. (Запись темы в тетрадь).

Цель  урока (формулируют дети): научиться эти предложения находить по их значению и особенностям. Научиться находить и определять, чем выражено сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях.

Запись предложений на доске и в тетрадях с выделением в них грамматических основ, определением способа выражения сказуемого, односоставное или двусоставное, определённо-личное, можно ли определить лицо.

  1. Люблю дымок спалённой жнивы (глагол, 1лицо единственное число, настоящее время).
  2. Выйдем мы с тобой побродить в лунном сиянии (глагол,1 лицо, мн.ч. ,наст.вр.).
  3. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (гл.,2 л., ед. ч., наст. вр.).
  4. Берегите наш прекрасный русский язык (гл.,2л., мн.ч.).

- Какой же вывод можно сделать о строении определённо-личных предложений?

(На первом месте стоит сказуемое, а подлежащего нет, но мы можем по форме сказуемого определить личность говорящего, местоимений нет, но они подразумеваются (их можно подставить)).

В таких предложениях на первый план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает, что действие производит сам говорящий. Лицо говорящего мы определить можем.

Вывод: определённо-личные предложения- это односоставные предложения с сказуемым глаголом в форме ( какого лица, обращаемся к предложениям) 1и 2 лица ед. ч и мн.ч.

IV. Закрепление изученной темы.

Этот вид предложений часто используется в поэтических и художественных произведениях, помогая передать душевное состояние поэта. В русском языке предложения с обращениями не имеют подлежащего, являются определённо-личными. (Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?) Сфера использования таких предложений обширна. Разговорная речь, публицистический, научный, официально-деловой стили речи.

1 работа с текстом.

- Чтение текста.

- Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу и грамматически).

Запись текста с выделением грамматической  основы (выборочно), с объяснением орфограмм и определением типа предложений.

На опушке обнажённой рощи я отыскиваю большую кучу сухих листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду, не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает еж (Сладков).

- От какого лица ведется повествование в рассказе? (от первого).

- Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц? (одного).

- Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего? (односоставные).

- Подберите синоним к слову обнажённая (голая).

- Что такое синонимы? (Слова разные по написанию, одинаковые по значению).

Понятие о синтаксических синонимах.

Это синтаксические конструкции, имеющее разное строение, но совпадающие по своему значению.

Вывод: Определённо-личные предложения синонимичны двусоставным, но первые более лаконичны, в них больше подчёркивается действие, чем деятель.

Например:

Люблю берёзку русскую. (определенно-личное).

Я люблю березку русскую. (двусоставное).

- Значит по каким структурным особенностям мы находим односоставные опр.-лич. предложения? (отсутствие подлежащего, сказуемое выражено в форме 1,2 лица ед.ч и мн.ч.).

Итог:

 - Почему эти предложения являются определённо-личными?

(В них нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме 1,2 лица ед. и мн.ч.)

3 работа на листочках.

- У вас на столах чистые листочки, подпишите фамилию и имя.

Я диктую, а вы записываете только односоставные определённо-личные предложения.

  1. Быстро умываемся и едем в лес.
  2. Мы спешим на поезд.
  3. Люблю грозу в начале мая.
  4. Относитесь к родному языку бережно.
  5. Я бросился в горы искать оленей.
  6. Напиши мне письмецо
  7. Милый Петушок, поешь ты громко, важно.
  8. Выберите себе книгу.

V. Итог урока.

  • Какие предложения называются односоставными, какие - двусоставными?
  • Какие предложения называются определённо-личными?
  • Какова сфера использования этих предложений?
  • Что выделяется на первый план в таких предложениях?
  • Кто производит действие? (сам рассказчик)
  • Как определяется лицо? (по форме глагола и по местоимению, которого нет, но оно подразумевается).