Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Томашук Наталья Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2021»  (декабрь, 2021)
Количество просмотров статьи: 547
Показать PDF версию ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Томашук Наталья Владимировна
старший преподаватель
кафедры теории и практики английского языка,
ГГУ имени Ф.Скорины,
г. Гомель, Республика Беларусь

Технология обучения — это наука техники обучения. Обучение должно осуществляться на научной основе, то есть учителю необходимо овладеть совокупностью научных знаний о том, как обучать, и почему обучать так, а не иначе, чтобы обучение было эффективным для каждого учащегося.

Основные вопросы, касающиеся технологии проведения урока иностранного языка как правило сводятся к двум взаимосвязанным проблемам:

· повышение эффективности урока иностранного языка (т.е. интенсификация урока) и

· обеспечение обратной связи на уроке (которая позволяет сделать вывод об эффективности/неэффективности урока иностранного языка).

Руководить выполнением упражнений и заданий — одна из важных задач учителя. Успешность формирования языковых навыков и речевых умений зависит от правильной градации заданий по сложности. Часто тренировка начинается с выполнения языковых упражнений, что вполне оправдано. Их количество следует сокращать за счет использования условно-речевых инструкций. И постепенно, по мере формирования речевых навыков и умений, переходить к инструкциям, предполагающим выполнение речевых упражнений.

Перед выполнением задания преподаватель должен:

· предупредить возникновение ошибок, как языковых, так и смысловых;

· установить связи с предыдущими заданиями, указывая, насколько последующее задание сложнее тех, что были ранее, и насколько выполнение предыдущих поможет в работе над предлагаемым упражнением;

· установить связь по тематике и проблематике с предыдущими заданиями и с предшествующими уроками;

· дать образец выполнения задания.

Во избежание ошибок перед выполнением задания следует еще раз напомнить учащимся, на что следует обратить внимание, подсказать, о чем можно говорить в связи с темой или ситуацией общения. Также немаловажным является предупреждение ошибок иного рода: в логике высказывания, в этикетных действиях и пр.

Эффективным стимулом для правильного выполнения заданий является образец. При формировании умений даже составление относительно коротких высказываний может представлять значительные трудности. В этом случае полезно дать как минимум два образца, чтобы исключить бездумную иммитацию. Образцы могут быть как устными, так и письменными. Письменные образцы нужны, если требуется интерпретация, перечитывание, и в случае, когда они прилагаются к домашнему заданию.

Образец может быть заменен опорами, например, в виде вопросов, плана, которые подсказывают, о чем следует говорить.

В ходе выполнения упражнения/задания часто бывает необходимо:

· исправлять возникающие ошибки (языковые и смысловые) (об исправлении ошибок и классификации учителей по их отношению к ошибкам см. ниже)

· давать дополнительные разъяснения (уточнять правила использования языковых единиц, «подбрасывать» новые языковые единицы, рассчитанные на запоминания в силу речевой потребности, показывать возможности варьирования образца)

· вмешиваться в беседу и регулировать ход высказывания вопросами, показывая, в частности, как использовать правила речевого этикета для эффективного воздействия на собеседника

· выражать собственное мнение в качестве равноправного участника общения.

При развитии умений одной из важнейших технических задач является апелляция к предыдущему опыту. Например, обучая пониманию и составлению высказывания-объяснения, можно начать с умения догадываться об объекте описания. Трансформируя данное умение в рецептивно-продуктивное на следующем занятии, учитель может сказать на следующем занятии: В прошлый раз вы учились догадываться о чем идет речь в описании. Но бывают случаи, когда человеку не удается догадаться сразу, хотя фактов вполне достаточно. Помогите «недогадливому», добавляя к готовым описаниям дополнительные характеристики. А на следующем занятии мы апеллируем к опыту двух предыдущих уроков, еще более усложняя умение: «Если в прошлый раз вы добавляли характеристики, которые, по сути, были излишними, то теперь вам предстоит научиться конкретизировать незавершенное описание. Для этого надо выяснить, о чем идет речь, исходя их имеющихся характеристик, а затем добавить дополнительные, снимающие неопределенность характеристики».

После выполнения задания желательно:

· суммировать сказанное всеми учащимися для оценки качества выполнения задания;

· суммировать сказанное всеми учащимися, чтобы подчеркнуть сходство и различие мнений;

· прокомментировать и разобрать наиболее типичные ошибки (об ошибках чуть ниже).

Как давать инструкции к заданиям?

Спланировать заранее

Необходимо заранее спланировать, как будет проходить инструкция/ объяснение задания: устно или понадобится помощь раздаточного материала. Следует продумать объяснения, паузы, темп речи, какая часть вызовет вопросы, в какой нужно привести пример и т.д. Обоснованной является рекомендация протестировать инструкцию на другом человеке.

Привлечь внимание

Прежде, чем приступать к объяснениям, учителю следует убедиться, что внимание класса сосредоточено на нем. Необходимо добиться тишины, установить зрительный контакт с как можно большим количеством учащихся, убедиться, что учащиеся слушают учителя, прежде, чем начинать объяснение. Для привлечения внимания можно использовать подъем руки, хлопок в ладоши, демонстрацию картинки, звуковой сигнал или же различные «свои» сигналы привлечения внимания, которые уже являются знакомыми для учащихся (напр. Teasher says «One, Two» — Students response «Eyes on you» или Teacher says, «Give me five» — Students respond by raising their hand).

Делить учащихся по парам/ по группам следует ДО инструкции, а раздавать задания ПОСЛЕ инструкции.

Четко, кратко, понятно

В объяснении/ инструкции следует использовать короткие предложения. Инструкция должна содержать только понятные учащимся слова и грамматические конструкции. Язык инструкции должен быть простым, на уровень ниже, чем уровень владения иностранным языком учащихся. Необходимо выделить голосом ключевые слова задания. Можно «продемонстрировать» инструкцию, используя мимику и язык жестов. Если речь идет о правилах игры, пригласите добровольца и продемонстрируйте на примере. Организуйте инструкции в форме предсказания: you are going to read the text.

Следует установить временные рамки выполнения задания. Чтобы убедиться, что учащиеся поняли инструкцию следует задать уточняющие вопросы «Итак, сколько предложений вам нужно составить? Информацией о чем вы должны поделиться с партнером?»

Инструкции должны следовать в хронологическом порядке. Одна инструкция — одно действие.

Овладение технологией проведения урока иностранного языка и ее совершенствование должно быть в центре внимание как при подготовке будущих учителей, студентов факультета иностранных языков, так и при повышении квалификации уже опытных учителей.