Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Андрей Александрович Виноградов
адъюнкт кафедры управления органами расследования преступлений
(Академия управления МВД России)
Andrey Alexandrovich Vinogradov
associate of the Department authorities investigate crimes
(Academy of Management MIA Russia)
E-mail: andreidrn.ru@mail.ru
Угон автомобиля занимает одно из центральных мест среди преступных посягательств на автотранспортные средства не случайно, так как при совершении именно этих преступлений причиняется максимальный ущерб владельцу [1].
Указанные обстоятельства не только негативно влияют на криминогенную обстановку в стране, но и подтверждают необходимость продолжить совершенствование криминалистического обеспечения расследования угонов автомобилей с ориентацией на современные потребности следственной практики и достижения криминалистики. Расследование преступлений не может быть эффективным без должного обеспечения субъектов расследования криминалистическими знаниями. По нашему мнению, знания о типичной характеристике потерпевшего при угоне автомобиля, которые должны входить в структуру типичной криминалистической модели данного преступления, могут значительно повысить эффективность его расследования. Рассмотрим их более подробно.
"Часто преступник и жертва подходят друг другу, как замок и ключ" [2]. Поведение потерпевшего, его взаимоотношение с окружающими, характера, склонностей, интересов, привычек служит основанием для построения обоснованной версии о лице, совершившем преступление [3]. Поэтому в практике часто встречаются случаи, когда преступник и потерпевший знакомы либо между ними возникают определенные взаимоотношения.
Иногда совершению угона автомобиля предшествуют родственные, дружеские, соседские и иные взаимосвязи, не исключение — совместное распитие спиртных напитков, в том числе с малознакомыми людьми.
Поэтому возможные указанные связи потерпевшего с преступником необходимо устанавливать в процессе расследования того или иного преступления. Особенно важно выявлять и изучать эту связь в самом начале расследования [4]. Поэтому указанный элемент типичной криминалистической модели угона автомобиля мы рассматриваем в первую очередь в структуре указанной научной категории.
На наш взгляд, следует критически отнестись к мнению С.М. Скибина о том, что потерпевший при краже и угоне автомобиля может быть один и тот же, поскольку является собственником автомобиля и, соответственно, потенциальной жертвой любого из указанных преступлений [5]. При таком подходе вообще не стоило бы выделять сведения о личности потерпевшего, как отдельный элемент типичной криминалистической модели угона автомобиля. Расследуя данный вид преступления, необходимо не только констатировать, что тот или иной субъект является собственником автомобиля, и устанавливать круг связей потерпевшего, но и изучить его образ жизни, поведение в быту, отношение к охране принадлежащего ему автомобиля, что может предопределить способ совершения неправомерного завладения автомобилем, указать на криминалистически значимые элементы обстановки его совершения и т.д. Определенные особенности небрежных, неосторожных и иных действий потерпевшего, связанных с его автомобилем, создает благоприятную ситуацию для совершения угона автомобиля. При проведенном исследовании выявлены следующие группы указанных действий, тесно связанных с другим элементом типичной криминалистической модели угона автомобиля — типичным способом совершения угона:
— оставление ключей от замка зажигания автомобиля в общедоступном месте или их потеря (на столе в общественном месте или квартире при совместном распитии спиртных напитков, в кармане куртки и др.);
— оставление ключа в замке зажигания автомобиля или автомобиля с заведенным двигателем без присмотра;
— оставление автомобиля с незапертыми дверцами или без охранной сигнализации.
При изучении судебной практики по уголовным делам, возбужденным по ст. 166 УК РФ, личного опыта расследования данной категории уголовных дел, установлена устойчивая закономерность в том, что при совершении угона автомобиля потерпевший и преступник в 82% случаев были знакомы или являлись родственниками. Соответственно, подробные сведения о личности владельца угнанного автомобиля должны быть получены до возбуждения уголовного дела, так как они могут существенно повлиять как на квалификацию преступления, предметом преступного посягательства которого явился автомобиль, так и на эффективность дальнейшего расследования по уголовному делу.
Список литературы