Самарина Оксана Николаевна
студент Уральский государственный экономический университет,
г. Екатеринбург
Новикова Наталья Валерьевна
научный руководитель,
кандидат экономических наук, доцент
Уральский государственный экономический университет,
г. Екатеринбург
Перспективы развития производства хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения в Свердловской области определяются, прежде всего «Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области на период до 2020 года»
Цель стратегии - повышение конкурентоспособности пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области на основе технологической модернизации предприятий, осуществления комплексной и глубокой переработки местного и привозного сельскохозяйственного сырья, обеспечения гарантированного и устойчивого снабжения населения безопасным и качественным продовольствием [1].
Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности определяет цели, задачи, основные направления долгосрочного социально-экономического развития пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области, исходя из основных тенденций развития региона.
Основными тенденциями производства хлеба и мучных кондитерских изделий в Свердловской области, являются:
-
политика сдерживания цен органов региональной власти на массовые сорта хлеба (1 и 2 сортов);
-
неразвитая инфраструктура продовольственного рынка;
-
кризисное состояние экономики;
-
отсутствие достаточных финансовых средств у хлебопекарных предприятий;
-
низкий уровень оплаты труда сотрудников по сравнению с другими отраслями;
-
низкая квалификация сотрудников предприятий;
-
рост цен на сырье, электроэнергию и услуги;
-
налоговые обязательства;
-
рост цен, снижение покупательной способности денежных доходов населения;
-
изменение курсов валют, рост процентной ставки;
-
переориентация потребительского спроса на более дорогие продукты питания, к потреблению лучших европейских сортов и видов хлебобулочных изделий, заварных видов изделий;
-
стремление населения к здоровому образу жизни, а как следствие переориентация спроса на изделия из экологически чистого сырья;
-
изменение структуры и качества производства зерна, муки;
-
высокая изношенность оборудования
Поэтому основными задачами стратегии в области производства хлеба являются:
-
комплексная техническая и технологическая модернизация, диверсификация производства и наращивание мощностей, повышение инвестиционной привлекательности хлебопекарных предприятий;
-
интеграция хлебопекарных предприятий, сельскохозяйственных товаропроизводителей и товаропроводящих сетей, развитие новых организационных форм и систем кооперации;
-
повышение конкурентоспособности хлебопекарной продукции;
-
формирование благоприятных институциональных условий для расширения инновационного развития отрасли;
-
повышение уровня научного и кадрового обеспечения отрасли [1].
В период реализации стратегии в хлебопекарной промышленности Свердловской области предполагается:
-
осуществить реконструкцию и техническое перевооружение существующих предприятий на основе инновационных технологий и современного ресурсосберегающего оборудования, максимально исключающего ручной труд;
-
повысить эффективность государственного управления собственностью предприятий подотрасли;
-
расширить ассортимент выпускаемой продукции, в том числе за счет внедрения технологии, повышающей пищевую и биологическую ценность продуктов, освоения производства новых видов хлеба и хлебобулочных изделий с использованием композитных мучных смесей с добавлением муки из крупяных культур;
-
увеличить долю выпуска диетических хлебных продуктов массового потребления, обогащенных микронутриентами, до 15% общего объема производства;
-
обеспечить внедрение упаковочных материалов нового поколения для увеличения сроков хранения хлеба при неизменных качественных характеристиках [2].
Результаты модернизации предприятий хлебопекарной промышленности: расширение ассортимента вырабатываемой продукции, повышение пищевой и биологической ценности хлебобулочных изделий, снижение удельного расхода энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции, улучшение качества производимой продукции.
Развитие кондитерской промышленности Свердловской области предполагает:
-
расширение ассортимента продукции с учетом спроса различных категорий населения, организация производства функциональных кондитерских изделий;
-
повышение качества и безопасности кондитерской продукции;
-
оснащение производства современным оборудованием, внедрение на производстве инновационных разработок в области ингредиентов и рецептур [3].
Для развития хлебопекарной промышленности Свердловской области в рамках стратегии предполагаются следующие основные мероприятия (таблица)
Таблица – Мероприятия стратегии, направленные на эффективное развитие хлебопекарной промышленности Свердловской области
Задачи стратегии
|
Мероприятия стратегии
|
Комплексная техническая и технологическая модернизация, диверсификация производства и наращивание мощностей, повышение инвестиционной привлекательности предприятий
|
-
Техническое и технологическое перевооружение существующих предприятий, внедрение наукоемких технологий, оптимизации производственных и непроизводственных процессов существующих предприятий, строительство и запуск в эксплуатацию новых производств, обеспечивающих при этом решение экологических и социальных проблем сельских территорий;
Повышение эффективности управления государственным имуществом предприятий;
Стимулирование инвестиционной деятельности предприятий
|
Интеграция хлебопекарных предприятий, сельскохозяйственных товаропроизводителей и товаропроводящих сетей, развитие новых организационных форм и систем кооперации
|
-
Углубление интеграции хлебопекарных предприятий и сельскохозяйственных товаропроизводителей, формирование современных долгосрочных форм их взаимоотношений на принципах субконтрактинга для создания собственной производственно-сырьевой базы;
-
Повышение эффективности взаимодействия хлебопекарных предприятий, предприятий перерабатывающей промышленности и торговых организаций и сетей Свердловской области, формирование современных долгосрочных форм их взаимоотношений для создания устойчивых каналов сбыта продукции;
Разработка программ взаимодействия с предприятиями общественного питания с целью формирования устойчивых каналов сбыта;
-
Организация взаимодействия с хозяйствующими субъектами, обеспечивающими питание организованных коллективов;
-
Углубление процессов межтерриториальной и межотраслевой кооперации и интеграции в систему межрегиональных и мировых рынков пищевых продуктов;
-
Активизация продвижения продукции через крупные федеральные торговые сети; реализация соглашений о сотрудничестве Свердловской области с другими регионами в части обеспечения поставок продуктов питания
|
Повышение уровня научного и кадрового обеспечения отрасли
|
-
Организация взаимодействия предприятий Свердловской области с научными учреждениями с целью развития отрасли на основе наукоемких подходов и инновационных решений;
Организация взаимодействия предприятий с образовательными учреждениями;
-
Развитие системы развития трудовых ресурсов отрасли
|
Формирование благоприятных институциональных условий для расширения инновационного развития отрасли
|
-
Совершенствование механизмов стимулирования инвестиционной и инновационной активности на основе частно-государственного партнерства, расширение каналов привлечения научных и финансовых ресурсов;
-
Расширение действующих мер государственной поддержки по обеспечению доступности кредитных средств;
-
Всемерная поддержка развития малого бизнеса в отрасли;
-
Развитие отраслевых союзов и саморегулируемых организаций на основе обеспечения взаимодействия их с органами государственной власти;
Создание и продвижение товарных знаков местных товаропроизводителей
|
Повышение конкурентоспособности продукции
|
-
Повышение качества производимой продукции за счет внедрения современных методов управления производством и системы интегрального контроля показателей качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на этапах переработки, транспортирования и хранения; аттестация и сертификация предприятий на соответствие международным системам управления качеством, внедрения новых технических регламентов и стандартов: ISO серии 9001; ISO 14000; OHSAS 18000; принципов НАССР и интегрированных систем менеджмента;
Стимулирование внутрирегионального потребления через систему государственного заказа;
-
Расширение ассортимента с учетом демографии и состояния здоровья населения страны;
-
Участие пищевых предприятий отрасли в обеспечении туристических маршрутов Урала и развитии гостиничного бизнеса Свердловской области;
Формирование имиджа продукции, произведенной на территории Свердловской области как экологически чистой, натуральной и качественной, способствующей формированию здорового образа жизни
|
Итогом реализация представленных в таблице мероприятий будет следующее: активизация инвестиционного процесса в регионе, стимулирование технического перевооружения и повышения конкурентоспособности хлебопекарных предприятий.
Механизм реализации стратегии предусматривает использование всех средств и методов государственного воздействия: нормативно-правового регулирования, административных мер, прямых и косвенных методов бюджетной поддержки, механизмов организационной, правовой и информационной поддержки.
Основными элементами механизма реализации стратегии развития хлебопекарной промышленности будут являться [1]:
-
развитие и усовершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей рост деловой и инвестиционной активности хлебопекарных предприятий;
-
применение бюджетного финансирования программ и мероприятий:
-
предоставление дополнительных льгот по налогам в части, зачисляемой в областной бюджет;
-
предоставление государственных гарантий в качестве обеспечения исполнения обязательств субъекта инвестиционной деятельности, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов;
-
предоставление субсидий из областного бюджета при реализации инвестиционных проектов;
-
оказание информационной и консультационной помощи инвесторам;
-
участие средств федерального и областного бюджетов в создании инженерной инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов;
-
использование комплекса мер коммуникационного обеспечения, направленных:
-
на повышение информированности потенциальных инвесторов об имеющихся в области возможностях для вложения средств;
-
на помощь хозяйствующим субъектам при разработке документации инвестиционных проектов, развитие информационной инфраструктуры аудиторских, консалтинговых и рекламных кампаний;
-
на активизацию работы со средствами массовой информации;
-
на увеличение маркетинговой активности производителей.
Одной из целевых задач стратегического развития хлебопекарной промышленности является максимальное использование местной сельскохозяйственной продукции в качестве сырьевой базы на производстве конкурентоспособных продовольственных товаров.
Для реализации данной цели Постановлением Правительства Свердловской области от 11.12.2012 № 1417-ПП утверждена государственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Свердловской области» на 2013-2020 годы, в рамках которой принята подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства». Подпрограммой предусмотрено выполнение ряда целевых индикаторов и показателей, в числе которых производство хлебобулочных изделий диетических и обогащенных микронутриентами.
С целью решения проблемы нехватки узкопрофильных специалистов (пекарей, технологов) некоммерческим партнерством «Ассоциация Уралпищепром» совместно с Государственным образовательным учреждением Высшего профессионального образования «Уральский государственный экономический университет», Федеральными государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» и «Уральский колледж технологии и предпринимательства» при участии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, при поддержке Администрации города Екатеринбурга создается учебно-методический центр Уральского Федерального округа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов пищевой промышленности.
На Екатеринбургском муниципальном унитарном предприятии «Екатеринбургский хлебокомбинат» организована стажировка студентов и преподавательского состава учебных заведений, осуществляющих подготовку специализированных кадров для пищевой перерабатывающей промышленности.
Таким образом, анализ перспектив развития производства хлеба и мучных кондитерских изделий Свердловской области показал, что на ближайшую перспективу целевыми ориентирами отрасли при активной поддержке государства являются:
-
модернизация и техническое перевооружение производства, направленные на снижение издержек за счет внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, усиления управленческого учета и экономии внутрипроизводственных затрат;
-
повышение конкурентоспособности хлеба и мучных кондитерских изделий за счет улучшения качества, внешнего вида, расширения ассортимента. Внедрение менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов;
-
налаживание производства новых видов продукции, продуктов для здорового питания;
-
совершенствование управления человеческими ресурсами через планирование, подготовку и переподготовку кадров
-
развитие кооперации, интеграционных связей хлебопекарных и сельскохозяйственных предприятий.
Для активизации деятельности организаций основными направлениями государственной поддержки следует считать: организационное содействие, информационное обеспечение и экономическую поддержку. Принимаемые меры по развитию хлебопекарной промышленности ориентированы на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, развитие инноваций, повышение качества продукции
Список литературы:
-
Постановление Правительства Свердловской области № 1228-ПП от 16.10.2013 « О Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области на период до 2020 года» - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.oblgazeta.ru/media/newspaperpdf/pages/2013-10-22_og_478-479_5.pdf
(дата обращения 01.11.2014)
-
Перекалин С.Н. Слагаемые успеха. Комплексная рейтинговая оценка состояния хлебопечения в субъектах Российской Федерации// Хлебное дело. - 2014. - №2(35).
-
Основные итоги социально-экономического развития Свердловской области за январь – декабрь 2014 года//Областная газета. -2015.- №4