Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Современное состояние и проблемы развития гостиничного хозяйства Республики Абхазия

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Нерсесян Анаит Айказовна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2783
Показать PDF версию Современное состояние и проблемы развития гостиничного хозяйства Республики Абхазия

Нерсесян Анаит Айказовна
преподаватель, кафедра Бухгалтерского учета и аудита,
Абхазский государственный университет, г. Сухум

На сегодняшний день в Абхазии туристический бизнес является динамичной доходной отраслью с высоким потенциалом, и привлекает предпринимателей. Этот процесс сопровождается созданием различного рода предприятий занимающихся туризмом и гостиничной деятельностью. Появляется все больше организаций, осуществляющих свою деятельность в гостиничной сфере.

В последние годы наблюдается строительство и открытие новых мини-гостиниц, что является определенным толчком к развитию туристического сектора экономики РА.

Исследование данных о посещениях туристами Республики Абхазия говорит в целом об определенной стабилизации туристического рынка и деятельности гостиниц (Таблица 1.).

Согласно данным Управления Госстатистики Республики Абхазия в 2010 году в стране насчитывалось 63 средства размещения. За последние пять лет наблюдается  незначительная положительная тенденция. Ежегодные темпы прироста за 2010-1014 годы составили от 1 до 9%. Соответствующая динамика и прослеживается в отношении количества мест в средствах размещения за исследуемый период. В конце 2014 года данный показатель достиг 13489 койко-мест. Однако, общая заселяемость по стране находится на критически низком уровне. Коэффициент среднегодовой заселяемости за 2010-2014 годы не превышает 25 %.

Низкий уровень заселяемости гостиниц РА обусловлен сезонной ориентированностью большинства наших гостиниц, а также нестабильной политической ситуацией в стране. Кроме того, необходимо отметить, что большая часть туристического потенциала страны находится в тени, и выведение его из тени может быть только при реформировании законодательной базы в области бухгалтерского учета и налогового учета.

Рис.1.PNG

Доходы гостиниц РА за последние годы увеличились. Однако это произошло преимущественно за счет увеличения тарифов на размещение в гостиницах РА.

Стоит отметить, что средний доход с одного койко-места за 2010-2015 годы имеет положительную тенденцию. С 1060 руб. в 2010 год, данный показатель возрос до 1237 руб. в 2014 году.

Доля доходов от гостиничных услуг в валовом внутреннем продукте страны за исследуемый период составляет от 4 до 5%, что говорит о неэффективном и нерациональном использовании туристического и рекреационного потенциала РА.

Большая часть гостиниц РА (69%) расположены на территории Гагрского района, в городах Гагра и Пицунда  – 51 шт. Практически все они имеют курортную направленность, то есть, рассчитаны на туристов, основной целью путешествия которых является отдых. Соответственно их загруженность имеет четко выраженный сезонный характер. При практически полной загрузке в летние месяцы, имеет место минимальная заселямость в осенне-зимний период.

Число гостиниц расположенных в столице (г. Сухум) невелико – 13 шт. (18%). Большая часть из них предназначена для туристов, основной целью которых является профессиональная деятельность – бизнес-отели.

На долю других городов и районов РА приходится лишь 13% от общего числа отелей действующих в РА в 2014 году, большая часть которых нерентабельны. То есть результаты деятельности за 2014 год были отрицательными у  8 из 10 этих гостиниц.

Под влиянием целого ряда причин гостиничный бизнес в республике  не достаточно развит. При этом вполне очевиден существенный разрыв между уровнем развития данной сферы деятельности и масштабным курортно-оздоровительным потенциалом, которым располагает Абхазия.

Необходимо также отметить, что инвестиционный климат в Республике не позволяет привлекать иностранные инвестиции для вложения их в туристическую отрасль, что в свою очередь связано с отсутствием нормативной базы, и, как следствие, наличием рисков для потенциальных инвесторов. Это в свою очередь влияет на низкий рост показателей отрасли.