Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Ананьина Галина Николаевна
учитель-логопед высшей категории,
Почетный работник общего образования РФ,
Россия, г. Анжеро-Судженск
Кемеровская область
Системно-деятельный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельнный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы вести за собой развитие. Данный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть дети.
Сущность реализации ситемно-деятельного подхода в учебном процессе заключается, не давать знания в готовом виде для детей, а подвести их к открытию нового, создать ситуацию поиска. Последовательная реализация деятельного подхода повышает эффективность образования.
Средством реализации деятельного подхода будет являться продуктивная деятельность. В логопедической работе Эффективно можно использовать рисование.
Наиболее эффективным методом будет являться комментированное рисование. Так в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребёнок выполняет самостоятельно. Следует отметить, что действия детей сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными.
Занятие с использованием комментированного рисования в подготовительной группе для детей с нарушением речи «Необычная экскурсия»
Задачи
Коррекционно-развивающие:
Образовательная:
Воспитательные:
Организационный момент:
На стене размещены картины. Установлен мольберт с закреплённой маркерной доской.
Логопед:
Ребята, сегодня у нас необычная экскурсия и пройдёт она в картинной галерее. Посмотрите сколько кругом картин (указывает на картины) Возьмите в руки маркеры и выберите для себя понравившуюся картину
Ребёнок:
Я выбираю ёлку (указывает на картину «Ёлочка») Подходит к мольберту и начинает рисовать маркером зелёного цвета ёлочку – движения выполняются в соответствии с текстом
Ёлочка
Сверху вниз ведём отрезок,А теперь раскрасим ветки. Вот такими движениями (растушёвывает) Вот и стала наша ёлка настоящим деревом.
Ставим точечки.
И от точек влево – вправо
Мы проводим чёрточки.
Логопед:
Ребёнок: Ну, а я ежа в иголках (указывает на картину « Ёжик»), буду рисовать под ёлкой (подходит к мольберту и начинает рисовать маркером чёрного цвета ёжика, движения выполняет в соответствии с маркером).
Логопед:
Солнце светит нам с небес (указывает на картину «Солнце»)
Ребёнок:
Нарисую солнце здесь (подходит к мольберту и начинает рисовать маркером красного цвета солнце – движения выполняются в соответствии со словами).
Солнце
Круг рисуем – раз, два, три
И много линий, посмотри.
Вверх и вниз, и вправо – влево
Провожу я их умело.
Логопед:
Вот и солнышко взошло! (указывает на мольберт). Сразу стало всем светло!
Ребёнок:
В небе облако плывёт (указывает на картину «Облачко») И привет с небес нам шлёт (подходит к мольберту и начинает рисовать маркером синего цвета облачко – движения выполняет в соответствии с текстом).
Облачко
Вот моя рука, смотрите, плавно линию ведёт,Логопед:
Закругляет, поднимает. Раз и облачко плывёт.
Стены, крышу и окно (указывает на картину «Дом») не рисовали вы давно. Маркер в руки ты возьми, домик рисовать начни.
Ребёнок подходит к мольберту и начинает рисовать маркером чёрного цвета дом (движения выполняет в соответствии со словами).
Дом
Вниз, направо, вверх, налево
Маркером веду я смело.
Два отрезка – вот и крыша,
внутри окно – и домик вышел.
Ребёнок:
Возле дома на опушке (указывает на картину «Цветочек») нарисую я цветы. Подходит к мольберту и начинает рисовать маркерами зелёного и красного цвета цветочек (движения выполняются в соответствии со словами).
Цветок
Вот рисую я цветочек, в центре у него кружочек.
Лепестков – кружочков пять нарисую я опять.
Стебелёк вниз опускаю, бабочку я приглашаю.
Логопед:
Бабочка к цветку летит (указывает на картину «Бабочка») машет крыльями, спешит.
Ребёнок подходит к мольберту и начинает рисовать маркером синего цвета бабочку (Движения выполняет в соответствии со словами).
Бабочка
Вот рисую я овальчик, и кружочек, и фонтанчик.
Круги, овалы справа, слева
Рисую я вполне умело. Получилось что, смотри?
Ну-ка, бабочка, лети.
Итог занятия
Логопед:
Вот такая интересная экскурсия получилась у нас с вами.
Посмотрите, что за чудо (указывает на мольберт).
Вместе всё соединили-
Получился ведь пейзаж.
Библиографический список
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1991.
Горбунович Л.Б. Рисуем, думаем, размышляем. Москва, 1999.
Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. //Ребенок в детском саду. 2003. №2. Н.В. Микляев. Комментированное рисование в детском саду. Москва, 2010.
Доскин В.А., Печора К.Л. Рисунки детей. Психологический анализ. //Дошкольное воспитание. 2000. №12.
Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. Москва. 2010.