Глухова Елена Владимировна
учитель географии и биологии высшей квалификационной категории
МБОУ Школа № 36 г.о. Самара
pskov1925@mail.ru
Модель «Перевёрнутый урок»- это модель смешанного обучения ,которая способствует привлечению учеников к реальной деятельности на уроке ,а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения десятка примеров дома, когда при всём желании редко удаётся получить консультацию здесь и сейчас, а проще списать утром в школе, ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам. Главным образом , это учебные материалы (видео, текст, инфографика) по теме, сделанные самим учителем или найденные в Интернете. На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме : решение задач, создание мини- проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов. Учитель становится не источником знаний , а их проводником, в тоже время ученик становится не потребителем , но активным участником образовательного процесса. Он управляет процессом обучения. Технология «Перевёрнутого урока» демонстрируется на примере урока «Ролевая игра» с элементами интеграции «Природные зоны Австралии». На уроке создаются три учебные ситуации формирующие следующие учебные действия :
Познавательные :
-
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
-
поиск и выделение необходимой информации ; применение методов информационного поиска ,в том числе с помощью компьюторных средств;
- структурирование знаний ;
- синтез: составление целого из частей, в том числе самостоятельное и достраивание с восполнением недостающих компонентов ;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификация объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий ;
- установление причинно-следственных связей ,представление цепочек объектов и явлений;
Регулятивные:
- целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися , и того ,что ещё неизвестно ;
- оценка : выделение и осознание учащимися того, уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- прогнозирование : предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик ;
Коммуникативные :
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов –инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Конспект перевёрнутого урока-ролевой игры с элементами интеграции.
Тема: «Природные зоны Австралии»
Цель урока:
- углубить знания о широтной зональности;
- продолжать совершенствовать умения:
- анализировать тематические карты;
- работать с сервисом Google Документы;
- составлять презентации.
Ход урока:
- Организация учащихся на урок.
- Проверка домашнего задания. Самостоятельная работа. Подготовка к уроку.
Урок проводится в форме ролевой игры. Класс делится заранее на группы-экспедиции. Число групп соответствует числу изучаемых зон. Каждая экспедиция получает от учителя в конверте задания, где указаны координаты параллелей и меридианов, ограничивающих часть территории зоны (задания для разных специалистов – участников экспедиции). Каждая группа создаёт интерактивную презентацию о природных зонах. Выступление с презентациями о природных зонах по ролям. Оценочная деятельность на основе критериев.
Задания учащимся:
- Менеджеру: составьте «Памятку туристу» для путешествия по природной зоне.
- Руководителю экспедиции: отметьте на контурной карте границы природной зоны и основные ее характеристики.
- Климатологу: составьте климатограмму природной зоны.
- Почвоведу: докажите, что почвы природной зоны – зеркало ландшафта.
- Зоологу: изучите разнообразие животного мира.
- Ботанику: выявите взаимосвязи между почвой, климатом, животными и растительным миром зоны.
Начальники экспедиций подводят итоги.
- Показ презентаций.
- Закрепление:
-
Назовите и укажите все изученные природные объекты материка, отметьте их на контурной карте.
- Объясните размещение природных зон и назовите характерных представителей растительного и животного мира.
- Проанализируйте климатические диаграммы .
- Составление сравнительной таблицы с использованием сервиса Google-документы «Природные зоны Австралии и Африки». Обсуждение. Подведение итогов игры.
- Домашнее задание: опережающее задание подготовить сообщение на тему: «Быт и нравы австралийских аборигенов».