Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Дьяченко Михаил Александрович
магистрант
ФГБОУ ВПО «ВолГУ»
Исследователи ювенальной юстиции, говоря о целесообразности введения подобного института в России, выделяют ряд возможных проблем, могущих возникнуть вследствие этого.
Существует опасение, что под видом защиты прав ребёнка силами системы ювенальных судов будет происходить поощрение детского своеволия, что приведёт лишь к росту негативных социальных явлений, таких как подростковый алкоголизм, наркомания, курение и т.д. Помимо этого увеличение полномочий социальных служб в отношении семей зачастую рассматривается как благодатная почва для коррупции и произвола.
Кроме того, часть исследователей полагает, что защита прав несовершеннолетних может привести к ущемлению прав родителей в отношении собственных детей и распаду традиционной семьи как института общества: «Российский законодатель, неуклонно следуя курсу защиты прав несовершеннолетнего, внедряя систему ювенальной юстиции, базирующуюся на принципе приоритета прав детей над правами родителей, забывает о том, что права родителей нуждаются в еще большей защите и поддержке со стороны государства, нежели права ребенка. Отсутствие такой защиты ведет к разрушению культурных традиций и образа жизни, на чем и держится целостность всего народа».
Кроме того, в российской системе права по сей день существует ряд чисто технических проблем, препятствующих дальнейшему развитию системы ювенальной юстиции, часть из которых была перечислена ранее.
Предусмотренное УК РФ рассмотрение уголовных дел несовершеннолетних в общем порядке, фактически приравнивает несовершеннолетнего к взрослому в глазах правосудия. Включение особых правил при обращении с несовершеннолетними в УПК РФ разрешает ситуацию лишь отчасти, поскольку даже при их наличии участникам процесса зачастую не хватает специальных навыков, необходимых при общении с несовершеннолетними.
Низкий уровень межведомственного взаимодействия и разобщённость субъектов правоотношений, связанных с производством по делам несовершеннолетних, ведёт к узковедомственному подходу к работе с несовершеннолетними.
Приоритет карательных, а не воспитательных мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних. Несмотря на то, что международные стандарты предусматривают преимущественное применение к несовершеннолетним воспитательных мер, российское законодательство предполагает назначение таких мер в некоторых (как правило, исключительных) случаях, если будет установлено, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто без применения наказания. В результате в России в среднем ежегодно только одна десятая часть несовершеннолетних освобождается от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Уголовный кодекс должен не только карать за реально совершаемые преступления, но и предупреждать возможные общественно опасные деяния.
Перспективными представляются предложения о создании принципиально новой отрасли права, имеющей своим предметом исключительно правоотношения с участием несовершеннолетних. При изучении истории становления отечественного законодательства очевидным становится тот факт, что вопросам защиты детей отводилось крайне мало места.
Недостаточная защищённость несовершеннолетних в российском законодательстве неоднократно подчёркивалась многочисленными исследователями. Думается, что вышеупомянутые предложения о создании новой отрасли произрастают из комплексного отставания отраслевых наук. Существующее законодательство и нормотворческий аппарат слишком медленно реагирует на постоянно меняющуюся социальную обстановку.
Ювенальная юстиция, как уже было неоднократно доказано практикой, является крайне действенным механизмом защиты прав несовершеннолетних. Главная задача ювенальной юстиции — защищать права детей, а не просто рассматривать дела о правонарушениях несовершеннолетних. Специализация и профессиональный опыт судей, регулярно рассматривающих дела, связанные с проблемами несовершеннолетних, позволяют им более полно и правильно рассматривать каждый отдельный случай, опираясь не только на букву закона, но и на личный опыт.
Формирование и реализация ювенальной политики невозможны без разработки эффективного ювенального права, становления ювенальной юстиции, отвечающих требованиям нынешней ситуации в стране. Ювенальная политика должна базироваться на ювенальном законодательстве.
Библиография