Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Харитонюк Евгения Сергеевна, Пономарев Олег Владимирович
(Дальневосточный Федеральный Университет, Владивосток)
E-mail: eugene94@list.ru, o.v.ponomarev@mail.ru
Problems of implementation of budget system principles and different levels of budgeting on an example of Primorskiy region
Haritonuyk Evgenia, Ponomarev Oleg
(Far Eastern Federal University, Vladivostok)
В статье рассмотрена проблема несамостоятельности бюджетов субъектов и муниципалитетов, которая влечет к несбалансированности этих бюджетов, проанализированы основные способы увеличения доли собственных средств бюджетов территориального и местного уровня на современном этапе.
The article considers the problem of the non-independence of the regional and local budgets resulting in an imbalance of the budgets, analyzes the main methods of increase funds in their budgets of the territorial and local levels at the present stage.
Ключевые слова: дефицит бюджета, принципы бюджетной системы, доходы бюджета, территориальный бюджет, местный бюджет.
Keywords: budget deficit, budget system principles, budget revenue, regional budget, local budget.
Бюджеты субъектов Российской Федерации являются основной составляющей местных бюджетов. Через бюджеты субъектов РФ реализуется социальная политика, балансируются потребности экономической и социальных сфер. Таким образом, территориальный бюджет является ключевым звеном в бюджетной системе РФ и проводником экономико-социальной политики на уровне субъекта Федерации. Вместе с тем реализация органами местного самоуправления своих полномочий так же зависит от того, насколько эффективно они будут использовать имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы – бюджет.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ закрепляет такие принципы бюджетной системы РФ, как принцип самостоятельности бюджетов и принцип сбалансированности бюджетов, что не совсем соответствует существующей реальной действительности, а также принцип прозрачности (открытости), который успешно реализуется на данный момент на уровне субъектов [1].
По мнению большинства ученных, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты являются несамостоятельными, что делает невозможным осуществление возложенных на них функций, а также являются несбалансированными, так как имеет место дефицит бюджетов.
А. И. Поварова считает, что исполнение территориальных бюджетов в последние годы характеризуется опережающим ростом расходов, что вынуждает субъекты РФ сокращать капиталовложения, таким образом это подавляет региональную экономику и снижает потенциальные налоговые поступления [4, с. 24].
Вследствие недостаточности собственных доходов в структуре доходов территориальных бюджетов значительно место занимает финансовая помощь из федерального бюджета в различных формах: дотации, субвенции, средства фондов финансовой поддержки, взаимные расчеты. В следствии чего невозможно осуществление закрепленных за ними полномочий без финансовой помощи сверху, но, следует заметить, что по мнению И. В. Паршакова, и Н. Е. Хамидуллиной, превышенная зависимость от безвозмездных поступлений, определяется не только объективными экономическими обстоятельствами, но и проводимой государственной политикой по централизации налоговых доходов [8, с. 185].
Согласно информации, предоставленной в годовом отчете об исполнении бюджета за 2014 год в Приморском крае по состоянию на 1 января 2014 года, в общем объеме доходов бюджета Приморского края в 2014 году доля межбюджетных трансфертов составляет 26% или 15580,2 млн рублей. Следует сказать, что ¼ доля расходов бюджета приморского края приходится на средства федерального бюджета [9].
Следует заметить, что в 2012 году Приморский край входил в список субъектов, в которых наблюдается самые высокие темпы роста собственных доходов, а в 2013 Приморский край выбыл из данного списка, а также по информации Минфина вошел в список субъектов, в которых произошло наибольшее увеличение объема межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) в доходах местных бюджетов в 2013 году по сравнению с 2012 годом (17,2%) [9].
В отчете Администрации Приморского края об исполнении краевого бюджета в 2014 году отражены общий объем доходов в сумме 73100,0 млн руб и общий объем расходов в сумме 79761,5 млн руб. Таким образом, размер дефицита составляет 6661,5 млн руб. или 9,11% от суммы доходов бюджета [9].
Острую проблему о недостаточности собственных доходов и дефиците бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, что приводит к нестабильности и к зависимости от безвозмездных поступлений, поддерживают такие ученые, как М. В. Бездворных [2, с. 209], В. А. Ильин [7, с. 34], Т. С. Марченко [3, с. 744], А. Ю. Федорова [5, с. 247].
Так, Марченко Т. С. пишет, что значительная доля финансирования за счет бюджетов вышестоящих уровней доходов территориального бюджета приводит к таким негативным последствиям, как: снижение ответственности органа исполнительной власти субъекта федерации в процессе решения вопросов местного значения, формирование условий неэффективного использования перераспределяемых межбюджетных трансфертов. Для решения проблемы самофинансирования субъектов РФ и бюджетов местного уровня было предложено несколько возможных решений сложившейся ситуации, а именно:
Вместе с тем результаты исследований сотрудников ИСЭРТ РАН по проблеме бюджетного кризиса российских регионов показывают несколько источников финансирования региональных и местных бюджетов:
Соответственно, существуют разные мнения по преодолению проблемы недостаточности собственных доходов местных и территориальных бюджетов. Считаю мнение о введении прогрессивного налога на доходы физических лиц одним из самых эффективных решений, но следует заметить, что данная система должна применяться к категории высокодоходных налогоплательщиков, а среднеобеспеченные лица не должны нести урон от данной системы налогообложения.
Принцип прозрачности (открытости) успешно реализован в Приморском крае на основе существования Портала управления общественными финансами в сети Интернет, который был создан Департаментом финансов Приморского края. На данном Портале публикуются все официальные документы, связанные с финансовой деятельностью Приморского края, а также предоставлены данные в понятной форме для граждан. Но при этом невозможно не заметить, что по мнению Быкова Н. Н. этот принцип на местном уровне зачастую не реализуется в полном объеме: информация о бюджете доступна лишь депутатам местных представительских органов и работникам местных организаций, а форма ее изложения доступна лишь специалистам [7, с. 142].
Как мы видим, межбюджетные трансферты действительно занимают значительное место в доходах бюджетов как субъектов РФ, так и муниципалитетов, что никак не отражает принцип самостоятельности бюджетов, а в последствии – такая неустойчивость приводит к несбалансированности и дефициту бюджета.
Для усиления доли собственных доходов муниципальных образований необходимо увеличить в их доходах долю местных налогов при одновременном сокращении доли трансфертов, таким образом возможно достичь как самостоятельности бюджета, так и его сбалансированности.
Список использованных источников: