Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Правовой статус осужденных к наказаниям, не связанных с лишением свободы

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Чукичева Елена Юрьевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 5873
Показать PDF версию Правовой статус осужденных к наказаниям, не связанных с лишением свободы

Чукичева Елена Юрьевна,
студент
Сыктывкарский государственный университет
E-mail: elenachukicheva@yandex.ru

Научный руководитель: Берестеньков Григорий Викторович
Кандидат юридических наук, доцент
Сыктывкарский государственный университет

Аннотация. В статье систематизированы основные виды наказаний, не связанных с лишением свободы. Учитывая их специфику, автор раскрывает содержание правового статуса осужденных к альтернативным видам наказаний через уточнение их ключевых прав и обязанностей.

Ключевые слова: наказания, не связанные с лишением свободы, правовой статус осужденных, права и обязанности, уголовно-исполнительные учреждения

The legal status of persons sentenced to punishments not connected with deprivation of liberty

Abstract. In the article the main types of punishment not related to deprivation of liberty. Given their specificity, the author reveals the content of the legal status of persons sentenced to alternative punishments through the clarification of their key rights and responsibilities.

Key words: punishment not related to deprivation of liberty, legal status of prisoners, rights and duties, the criminal-Executive institutions

В современной государственной политике России, проводимой в области уголовно-исполнительной системы, большое внимание уделяется альтернативным видам наказаний. Это обусловлено тем, что благодаря переходу от всеобщего тоталитаризма к демократическим публичным отношениям без применения чрезмерно репрессивных мер, представляется возможным добиться цели ресоциализации преступника. Иными словами, границы применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, неразрывно связаны с выполняемыми государством функциями и с интенсивным развитием демократического строя. Кроме того, еще в 1990 году Генеральная Ассамблея ООН разработала Минимальные стандартные правила, применяемые в отношении мер, не связанных с тюремным заключением [3]. В соответствии с данным документом международного уровня система уголовного правосудия должна предусматривать широкий спектр до- и послесудебных мер, альтернативных лишению свободы. При этом при назначении конкретного вида наказания в обязательном порядке следует учитывать такие факторы, как характер и степень тяжести совершенного преступления, смягчающие и отягчающие обстоятельства, личность и биография преступника, приоритет интересов защиты общества и др. Такой подход позволит добиться явных позитивных изменений, например, снижение уровня криминолизации, разообщение преступного сообщества, сокращение количества лиц, содержащихся в уголовно-исполнительных учреждениях, а, следовательно, и затрат на их содержание и т.д.

В подобных условиях особую актуальность приобретают вопросы, связанные с определением правового статуса лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Изучением правового статуса осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, занимались многие теоретические и практические работники. Особый вклад в исследование данной проблематики внесли такие ученые, как И.В. Гудзовская, Т.А. Коржикова, Э.В. Лядов, Л.В. Смирнов и др. Однако уровень разработки данной проблемы остается невысоким, что предполагает необходимость дальнейшего научного поиска в обозначенном направлении.

Для целей настоящего исследования большое значение имеет определение перечня наказаний, являющихся альтернативными, то есть не связанных с изоляцией от общества. Так, детальный анализ статьи 44 Уголовного кодекса Российской Федерации позволяет отнести к ним следующие [5]:

· наложение штрафа;

· лишение права на занятие определенных должностей/осуществление определенных видов деятельности (например, педагогической, психологической, медицинской и др.);

· лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

· обязательные и исправительные работы;

· ограничения, связанные с военной службой;

· ограничение свободы;

· принудительные работы.

Рассмотрев закрытый перечень альтернативных наказаний, необходимо проанализировать национальное уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, которое рассматривает правовой статус осужденных с двух альтернативных позиций, а именно [2, с.36]:

1) первая предполагает нормативное определение правового статуса конкретного лица, осужденного за совершение преступления;

2) вторая регламентирует базовые права, законные интересы и функциональные обязанности, которые накладываются на осужденного к определенному виду наказания.

Так, всеобъемлющее исследование статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ позволяет сформулировать концептуальный тезис о том, что осужденные лица вправе рассчитывать на соблюдение своих прав, свобод и законных интересов, законность применения в отношении них основных средств исправления, а также правовую защиту со стороны уполномоченных органов и обеспечение личной безопасности в течение всего срока исполнения назначенных наказаний [6].

Необходимо отметить, что на лиц, осужденных к наказаниям, не предполагающим их изоляцию от общества, распространяются общие права и обязанности, которые закреплены главой 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Так, систематизировав информацию, содержащуюся в статьях 12, 13, 14, 15 Кодекса, приходим к логическому умозаключению, что осужденные имеют право на [6]:

1) получение полной информации о собственных правах и обязанностях, а также подробных разъяснений о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания;

2) вежливое отношение со стороны персонала учреждения, призванного исполнять соответствующее наказание;

3) охрану здоровья, которая предполагает получение требуемой помощи в поликлинических условиях или стационаре в зависимости от положений, содержащихся в медицинском заключении (при этом независимо от согласия осужденного не допускается проведение медицинских, научных или иных опытов, содержание которых сводится к испытанию лекарств, инновационных методов диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний, а также проведением медицинских и биологических исследований);

4) получение необходимой помощи от компетентных специалистов психологической службы соответствующего учреждения;

5) получение юридических консультаций и иной помощи, в том числе от адвокатов и других компетентных лиц;

6) направление обращения к административному персоналу соответствующего учреждения, исполняющего наказание, в вышестоящие органы, в том числе в Федеральную службу исполнения наказаний, суд, прокуратуру, органы власти, комиссии уполномоченных наблюдателей, общественные объединения различной направленности, а также в международные органы по защите прав и свобод человека с конкретными предложениями, заявлениями и жалобами о неудовлетворенности собственным положением и необходимости его улучшения;

7) социальное обеспечение, в том числе на получение причитающихся им пенсий, пособий и иных социальных выплат;

8) обеспечение личной безопасности (предполагает обращение с заявлением к любому должностному лицу исполнительного учреждения, с просьбой о принятии соответствующих мер, направленных на обеспечение личной безопасности);

9) свободное вероисповедание, то есть осужденный может исповедовать любую религию или не исповедовать вообще, а также совершать любые религиозные действия, если это не нарушает правила внутреннего распорядка соответствующего учреждения и не затрагивают в негативном ключе права и интересы других лиц.

Что касается правового статуса иностранных граждан, осужденных к наказанию, не связанного с лишением свободы, то они имеют право обращаться за помощью в дипломатические представительства и консульства, расположенные на территории Российской Федерации.

Анализ норм статьи 12 позволяет сделать вывод, что осужденные наделены достаточным объемом прав. Однако, следует помнить, что их полномерное осуществление не должно выходить за рамки закона и нарушать установленный порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемлять права и нарушать законные интересы третьих лиц.

Особый интерес вызывает содержательная характеристика основных обязанностей осуждённых, которые представлены в статье 11 Кодекса, в соответствии с которой к ним относятся [6]:

1) исполнение установленных обязанностей, предусмотренных для граждан Российской Федерации, включая заботу о детях, их воспитание, получение общего образования, уплату налогов и сборов, выполнение воинского долга и др.;

2) соблюдение общепринятых нравственных норм поведения в отношении окружающих;

3) выполнение общих правил о соблюдении гигиены и санитарии;

4) соблюдение установленного порядка и условий отбывания наказаний;

5) выполнение законных требований и предписаний администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, а также их должностных лиц;

6) максимально корректное обращение с сотрудниками учреждений, другими осужденными и иными лицами, посещающим данные заведения;

7) появление по первому вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и дача необходимых объяснений по вопросам, связанным с исполнением приговора.

Кроме того, осужденные к наказаниям в виде обязательных или исправительных работ обязаны явиться в соответствующее учреждение для проведения соответствующих мероприятий.

В целом, можно отметить, чем строже вид наказания, тем шире объем вызванных им ограничений, а, следовательно, больший объем дополнительных обязанностей возлагается на осужденных [4, с.76].

На практике очень часто бывает, что осужденный отказывается выполнять возложенные на него обязанности либо законные требования администрации учреждения и его должностных лиц, ведет себя некорректно, вызывающе, нарушает личное пространство, права и интересы третьих лиц. Так, случается, что лицо, признанное судебными органами виновным, злостно уклоняется от уплаты штрафа, систематически нарушает трудовую дисциплину, появился на работе в состоянии опьянения, не явился в срок в уголовно-исполнительную инспекцию и т.д. В этом случае он может быть подвергнут установленной ответственности, например, принудительному приводу в уголовно-исполнительную инспекцию [1, с.43].

Таким образом, современная политика в области уголовно-исполнительного права нацелена на расширение практики применения альтернативного вида наказаний, то есть таких наказаний, которые не связаны с лишением свободы и изоляцией от общества. При этом правовой статус лиц, осужденных к таким видам наказаний предполагает наличие определенных прав и юридических обязанностей, для которых характерно наличие общих и специфических черт.

Список использованной литературы

  1. Коржикова Т.А. Правовое положение осужденных к альтернативным видам наказаний, связанных с обязательным привлечением к труду [Текст]: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук (12.00.08) / Татьяна Александровна Коржикова; Академия права и управления. — Рязань, 2010. — 236 с.
  2. Лядов Э.В. Правовой статус осужденных, отбывающих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества // Вестник Томского государственного университета. Право. N2(16). 2015. — С.35-47.
  3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (Приняты резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года) // Права человека. Сборник международных договоров (издание Организации Объединенных Наций № R.88.XIV.I), раздел G.
  4. Смирнов Л.В., Гудзовская И.В. Особенности и проблемы регулирования правового статуса осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в уголовно-исполнительном законодательстве // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета МВД России. N3. 2007. — C.75-80.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.
  6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. N 2. Ст. 198.