Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Оценка масштабов государственного сектора в национальной экономике

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шицко Александра Валерьевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 10582
Показать PDF версию Оценка масштабов государственного сектора в национальной экономике

Шицко Александра Валерьевна
E-mail: sebtk@mail.ru

Изменение экономических условий, связано формированием новых производственных отношений и проведением рыночных реформ. Реакцией на снижение поступлений доходов от продажи нефти и газа, решение ключевых экономических проблем становится стремление к интеграции России в мировое сообщество, проведение модернизации предприятий, применения современных технологий и стимулирование инноваций.

Управление экономическими реформами основано на использовании любой собственности, в том числе государственной. На качество использования и управления государственной собственности влияют применяемые механизмы регулирования. Исследование тенденций развития системы собственности в процессе формирования многоукладной экономики показало, что приоритетной задачей в настоящее время является повышение эффективности государственной собственности путем совершенствования системы управления, создания эффективного собственника на различных уровнях национальной экономики России.

В Российской Федерации государство не только осуществляет управление различными экономическими процессами, но и участвует в деятельности предприятий. Государство имеет в собственности пакеты акций и представитель Правительства РФ является членом Совета директоров или Председателем Правления государственных корпораций.

Государственный сектор национальной экономики России возник в результате приватизации неэффективной государственной собственности. В европейских странах с развитой рыночной экономикой государственный сектор формировался в условиях деловой активности частных компаний, создавая равные условия для конкуренции предприятиям различных форм собственности.

В странах с развитой рыночной экономикой нет стандартных подходов к формированию государственного сектора экономики. В разных странах Европы, Америки и других стран государственный сектор экономики различается по отраслевым приоритетам, по степени государственного участия и эффективности.

В России государство участвует в таких отраслях экономики как банковская деятельность, нефте- и газодобыча, электроэнергетика, железнодорожные перевозки, авиа- и судостроение, почтовая связь, космическая и военная техника, добыча драгоценных камней и металлов и т.д.

В европейских странах государственный сектор экономики представлен следующими отраслями: железнодорожный и авиационный транспорт, почтовая и телеграфная связь, электроэнергетика, черная металлургия, нефтяная, газовая промышленность и угольная промышленность.

Размеры государственного участия в экономике зависят от экономической и социальной эффективности государственного сектора экономики.

В Российской Федерации предприятия государственного сектора экономики являются гарантией сохранения национальных богатств, способствует экономическому росту и является залогом стабильности. Государственный сектор стимулирует развитие фундаментальных научных исследований, развитием приоритетных технологий (нано- и биотехнологии, генетические исследования, биоинженерия и т.д.).

В научной литературе отсутствует единый подход к конкретному определению государственного сектора и возникает трудность в установлении количественного состава и определении его границ.

Государственный сектор экономики состоит из сектора государственного управления, сектора государственных корпораций и организаций, государственного бюджета.

Федеральным законом № 140-ФЗ от 08.07.1999 г были внесены изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996 года. В данном законе появилось понятие «государственная корпорация». В соответствии с требованиями статьи 7.1 Федерального закона № 140-ФЗ от 08 июля 1999 года государственной корпорацией является не имеющая членства некоммерческая организация, которая утверждается РФ на основе имущественного взноса и создается для реализации социальных, управленческих и других общественно-полезных функций.

Рассмотрим на рисунке 1 примерную структуру государственного сектора РФ.

strgossect_1.png

Рисунок 1 — Примерная структура государственного сектора РФ

Сведения о динамике хозяйственной деятельности предприятий, составляющих государственный сектор можно получить из информации Министерства экономического развития РФ, Комитета по имуществу и имущественным отношениям РФ и Комитета по статистике РФ.

В структуре национальной экономики России объемы продаж десяти крупных государственных корпораций составляют более 20% ВВП страны. Корпорация «Газпром» формирует около 8% доходов бюджета России.

Крупные государственные корпорации в России можно условно разделить на следующие группы:

· транспортно-инфраструктурные. К ним относятся РЖД, Газпром, Транснефть, Государственная корпорация по организации воздушного движения, Транснефтепродукт;

· коммуникационные. Эту группу составляют такие корпорации как, Почта России, Связьинвест, ФАПСИ, внутренние системы связи Министерства обороны РФ, Газпрома, РЖД);

· энергетические. К ним относятся Росэнергоатом, РАО ЕЭС, ТВЭЛ;

· добыча и экспорт сырья. Эту группу составляют такие компании как, Газпром, Алроса, Роснефть.

Перед кризисом 1998 года доля государства в экономике России оценивалась примерно в 25%. В 2008 году — уже в 40-45%. К 2013 году она, по признанию самого правительства, превысила 50%. Сегодня, по многим экспертным оценкам, она может превышать уже 60%.

Оценка доли государственного сектора в российской экономике осложняется тем, что государству принадлежат определенные доли в акционерном капитале и многих формально коммерческих компаний. При этом в экономике возникают все новые «гибридные» формы государственного капитализма.

Рассмотрим в таблице 2 долю государственного сектора по отдельным показателям в 2011 — 2014 гг., %

Таблица 2 — Доля государственного сектора по отдельным показателям в 2011 — 2014 гг., %

2011 2012 2013 I полугодие 2014 г.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами:
— добыча полезных ископаемых 16,5 16,5 21,6 22,4
— добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 16,7 16,6 22,1 22,5
— обрабатывающие производства 9,9 9,8 12,0 12,5
— производство и распределение электроэнергии, газа и воды 24,0 25,7 25,0 19,2
Объем строительных работ, выполненных собственными силами 4,0 3,8 3,9 3,7
Пассажирооборот организаций транспортаа 65,3 64,5 62,7 60,4
Объем коммерческих перевозок (отправления) грузов, выполненный транспортными организациями (без организаций трубопроводного транспорта 38,1б 76,0 75,3 78,8
Коммерческий грузооборот, выполненный транспортными организациями (без организаций трубопроводного транспорта) 36,4б 92,9 93,4 94,6
Услуги связив 13,4 14,2 13,7 13,2
Внутренние затраты на научные исследования и разработки 73,8 75,4 74,1 70,8
Объем платных услуг, оказанных населению 18,8 18,9 19,1 17,0
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансированияг 28,8/ 21,3 28,8/ 20,9 30,3/ 21,0 25,6/ 19,2
Выручка нетто от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) 11,6 12,6 12,7 13,2
Среднесписочная численность работников 24,9 25,8 26,7 28,0

Согласно официальным статистическим данным в период с 2013 по 2014 годы произошло повышение удельного веса государственного сектора по сравнению с 2011 и 2012 годами в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах и уровне занятости.

Согласно доклада экономистов Всемирного Банка из Центра глобальной практики по макроэкономической и бюджетной политике в России непропорционально большой государственный сектор. Поскольку значительная часть работников занята в органах государственного управления, на государственных предприятиях или в государственных банках, многие домохозяйства непосредственно зависят от занятости и заработной платы в государственном секторе.

Позиции предприятий, относящихся к государственному сектору, по результатам 2013 года и в первом полугодии 2014 года стали доминирующими по нескольким видам деятельности, таким как пассажирские и грузовые и перевозки по железной дороге, восстановление лесов, внутренние затраты предприятий на исследования и разработки. Удельный вес остальных направлений деятельности государственных предприятий составляет менее 20%, кроме добычи нефти, включая газовый конденсат, доля государственного сектора в I полугодии 2014 г. составила около 22%, воздушного пассажирооборота транспортной авиации, автомобильного транспорта, без учета предприятий малого предпринимательства, всех видов платных услуг, где доля государственного сектора не превышает 50%.

В период после глобального финансового кризиса важную роль в повышении доходов относительно бедных российских домохозяйств сыграли пенсии и заработные платы в государственном секторе. В период с 2008 по 2014 год заработные платы в частном секторе обеспечивали 44% роста реальных доходов среди домохозяйств, относящихся к беднейшим 40 процентам, в то время как вклад зарплат в госсекторе составил 36%, а вклад пенсий — 13%. За этот период совокупный рост зарплат в государственном секторе у лиц, относящихся к беднейшим 40 процентам, достиг 39%. Рост зарплат в государственном секторе оказал разнонаправленное влияние на доходы среднего класса.

С учетом весомой роли государства в экономике, многие частные предприятия зависят от государственных контрактов. Такая существенная роль государства повышает риски для домохозяйств и предприятий во времена бюджетных ограничений, которые сопряжены с высокой степенью неопределенности вокруг горизонта бюджетного планирования, базовых бюджетных принципов и бюджетных приоритетов.

Уровень конкуренции в российской экономике снизился в силу разрастания госкомпаний, что негативно влияет на секторы малого и среднего бизнеса, вытесняя недружественные им структуры в ходе государственных закупок.

Проблема низкой конкурентности в российской экономике связана и с ростом государственных компаний, не только на федеральном, но и на региональном уровне, и с нарастающим влиянием административного ресурса.

Для сокращения доли государственного сектора в экономике России Правительство РФ утвердило новую государственную программу по управлению федеральным имуществом до 2018 г., запланировало возврат компании «Башнефть» по судебным основаниям под государственный контроль, активно развивает строительство интегрированных структур в оборонной промышленности и смежных отраслях, расширение инструментов управления предприятиями государственного сектора экономики.

Также приоритетной задачей Правительства РФ является повышение эффективности результатов производственной деятельности государственных предприятий и корпораций.

Перспективным направлением является сокращение границ государственного сектора до размеров естественных монополий и предприятий, выпускающих стратегическую продукцию. Другим направлением изменения деятельности предприятий государственного сектора является развитие государственно-частного партнерства, стимулирующее взаимодействие частного бизнеса и власти.

В условиях продолжающегося системного кризиса в экономике России без проведения структурных реформ нет возможностей для появления роста производства в государственном секторе. Созданные государственные корпорации и компании не могут эффективно развиваться, так как нуждаются в значительных финансовых ресурсах, эффективном менеджменте и гибкой экономической политике.

Таким образом, государственный сектор экономики России является системно структурированным составным элементом рыночной экономики, выполняющий определенные задачи и функции в государственных целях. Развитие государственного сектора экономики помогает сглаживать негативный эффект от цикличного развития национальной экономики России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Всемирный Банк. Доклад об экономике России // под руководством Биргит Ханзль. Представительство Всемирного банка в Российской Федерации. № 351, апрель 2016г.
  2. Зубова Е. Большая западня: что ждет экономику России // Е. Зубова, Н. Усков. Журнал Forbes. 31.03.2016 http://www.forbes.ru/finansy/igroki/316763-bolshaya-zapadnya-chto-zhdet-ekonomiku-rossii
  3. Макаренко О.С. СТРУКТУРА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ // О.С. Макаренко. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. № 1(34), 2016 г. с. 115 — 122
  4. Мещеряков Д.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МАСШТАБОВ И ОТРАСЛЕВЫХ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ // Д.А. Мещеряков, Ю.А. Подрезова. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, № 5 2008. — с.20 — 23
  5. Сенинский С. Частный бизнес и государство в России. // С. Сенинский. 10.03.2016 http://ru.krymr.com/a/27601182.html