Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Особенности профессионально значимых качеств личности педагога

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Абдуллаева Насиба Жўраевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2018»  (июнь, 2018)
Количество просмотров статьи: 1622
Показать PDF версию Особенности профессионально значимых качеств личности педагога

Абдуллаева Насиба Жўраевна
к.п.н. кафедры педагогика
Андижанского государственного университета, Узбекистан

Ключевые слова: профессионально значимые качества, творческое мышление, педагогическая деятельность, эмоциональная стабильность.

Key words: professional quality, creative thinking, pedagogical expierence, emossional stability.

Педагогическая деятельность по выражению К.Д.Ушинского, есть один из видов практического искусства. Творческий её характер обуславливается тем обстоятельством, что содержание педагогической деятельности находится в постоянном изменении и развитии. Это связано и с обновлением учебных программ, и с появлением новых педагогических идей и методов, и с совершенствованием разнообразных форм обучения, и с изменением самого обучаемого. Важно заметить, что собственно педагогические решения строятся, не сами по себе, а на основе некоторых психических закономерностей, характерных для деятельности любого человека, и без выяснения этих закономерностей вряд ли можно понять характер решений, принимаемых педагогом. Другое дело, что содержание и характер педагогической деятельности накладывают свой отпечаток на специфику процессов выработки и принятия собственно педагогических решений.

Деятельность педагога состоит в том, чтобы в процессе обучения и воспитания сформировать и развить учащегося как будущего активного субъекта общественной деятельности, сформировать духовно-нравственную личность. Цели педагогического воздействия всегда планируются как некоторые эффекты продвижения, роста изменения личности ученика. Учитель стремится к тому, чтобы сформировать у ученика те «внутренние основания» (знания, убеждения, методы действия), которые бы позволили ученику в дальнейшем управлять своей будущей деятельностью.

Ф. Н. Гоноболин выделил десять профессионально-личностных особенностей учителя: способность понимать ученика, способность доступно излагать материал, способность убеждать людей, организаторские способности, педагогический такт, способность к творческой работе, способность быстро реагировать на педагогические ситуации и гибко вести себя в них, способность к данному предмету, способность заинтересовать учащихся, способность предвидеть результаты своей работы. Помимо этих десяти способностей Ф.Н.Гоноболин выделяет общие личностные свойства, которые обеспечивают эффективность педагогической деятельности. Это убежденность, целенаправленность, принципиальность.

Профессиональное самосознание является инстанцией, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирование направления саморазвития, его осуществление и т.д. Только в том случае, если педагог знает, с одной стороны, какими качествами он должен обладать, а с другой — если учитель осознает, в какой мере у него развиты данные качества, он может сознательно стремиться к формированию и развитию данных качеств у себя.

Можно предположить, что профессиональное самосознание учителя структурируется из четырех элементов:

1) Того, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время («актуальное Я»);

2) Того, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы в школе («ретроспективное Я»);

3) Того, каким бы хотел стать учитель («идеальное Я»);

4) Того, как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие люди — его коллеги, его учащиеся («рефлексивное Я»).

Таким образом, анализ особенностей профессионально значимых качеств личности педагога наглядно демонстрирует тот факт, что существенное осознание его отношения к психолого-педагогическим знаниям приводит к развитию и дифференциации его познавательных профессиональных потребностей и запросов, что в свою очередь влияет на его творческую активность в учебно-воспитательной работе, а также на формирование стойких интересов в сфере самообразования.

Использованная литература

  1. Р.Ишмухамедов., А. Абдукодиров.,А.Пардаев «Инновационные технологии в образовании» Ташкент-2008г.
  2. «Педогогическая мастерская» методическая помощь. «Марифат» 2007г.