Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Основные подходы к совершен¬ствованию современной системы уголовных наказаний

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Эдилсултанов Салават Славикович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2019»  (март, 2019)
Количество просмотров статьи: 1086
Показать PDF версию Основные подходы к совершен¬ствованию современной системы уголовных наказаний

Эдилсултанов Салават Славикович
магистрант
направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

Противоре­чие принципу справедливости выражается в том, что законодателем не выдер­жан порядок расположения наказаний по мере возрастания принудительного потенциала, а также допускается возможность назначения административных наказаний, значительно превосходящих по своим размерам уголовные. Прин­ципу равенства граждан перед законом противоречит наличие в системе наказа­ний, назначаемых только военнослужащим, а также отнесение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью к числу так называемых «смешанных» наказаний. Принципу гуманизма и справедливости противоречит допущение широчайшего судейского усмотре­ния при назначении наказания в силу размытости границ в типовых санкциях и санкциях статей Особенной части УК РФ.

Несоответствие системы наказаний уголовно-правовым принципам приводит к ее дезорганизации по таким крите­риям, как критерий качества и внутренняя согласованность. Для обеспечения соответствия системы уголовных наказаний установленным УК РФ принципам и преодоления дезорганизации по названным критериям диссертант предлагает: 1) по степени репрессивности наказания в «лестнице» расположить следующим образом: общественные работы, исправительные работы, принудительные работы, штраф; 2) пересмотреть верхние границы административных наказаний, приведя их в соответствие с нижними граница­ми уголовных (чтобы сходные административные наказания не превышали по размерам уголовные); 3) исключить из перечня наказаний ст. 44 УК РФ огра­ничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части, а в статьях, регламентирующих общественные, исправительные, принудитель­ные работы и ограничение свободы, исключить положения, запрещающие их назначение военнослужащим; 4) лишение права занимать определенные долж­ности или заниматься определенной деятельностью отнести к числу постоян­ных дополнительных уголовных наказаний; 5) ограничить пределы судейского усмотрения на законодательном уровне посредством корректировки типовых санкций и санкций статей Особенной части УК РФ. [1,с.75]

Для обе­спечения соответствия системы уголовных наказаний критерию структурированности (в части выделения подсистем), используя такое основание, как «роль в реализации стоящих перед наказанием целей», предлага­ем в действующей системе выделять две подсистемы: подсистему основных и подсистему дополнительных уголовных наказаний.

Расположение в одном перечне и основных, и допол­нительных уголовных наказаний не позволяет выстроить «лестницу» с учетом относительной строгости наказаний, что приводит к дезорганизации системы по такому критерию, как внутренняя согласованность. Кроме того, некоррект­ные формулировки ст. 45 УК РФ привели к путанице в теории уголовного права и необоснованному выделению так называемых «смешанных» наказа­ний. Учитывая изложенное, предлагается в ч. 1 ст. 44 УК РФ описать подси­стему основных, а в ч. 2 — подсистему дополнительных уголовных наказа­ний, выстроив каждую из них по принципу «лестницы» в порядке возрастания строгости наказания. Далее обращается внимание на то, что порядок присое­динения дополнительных уголовных наказаний остался за рамками законода­тельного регулирования, а существующее построение кумулятивных санкций нередко алогично и противоречит критерию качества системы.

Литература:

  1. Подройкина, И. А. К вопросу о принципах уголовного наказания [Текст] / И. А. Подройкина // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринима­тельство; право и управление. 2014. № 12(55). С. 74–77.