Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Ковалева Наталья Николаевна,
кандидат экономических наук,
доцент,
заведующая кафедрой экономики
и управления на предприятии,
«МАИ» Филиал «Взлет»;
Величко Александр Владимирович,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики
и управления на предприятии,
«МАИ» Филиал «Взлет»
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это важная часть ключевой для РФ проблемы развития человеческого потенциала. Начиная с
Одной из значимых проблем на этапе модернизации системы специального (коррекционного) образования является интеграция лиц с отклонениями в развитии в региональное образовательное пространство на основе учета их интересов и образовательных потребностей. Концепция интеграции, основанная на принципе равных прав и равных возможностей в получении образования, предполагающая как подготовку лиц с отклонениями в развитии к вхождению в социум, так и подготовку социального окружения к принятию данной категории лиц, будет способствовать устойчивому, полноценному развитию самого общества. Организацию и доступность профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ можно представить в виде плана мероприятий на факультете или институте (табл. 1).
Таблица 1. Разработка плана мероприятий на факультете (институте) по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ
№ | Наименование предприятия | Время проведения | Ответственное лицо (подразделение) | Результат ожидаемого мероприятия | |
1.Общие организационные мероприятия | |||||
1.1 | Формирование локальной нормативной правовой базы, определяющей организацию образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ | До начала учебного года | Учебно-методический отдел (управление) | Регламентация порядка организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ | |
1.2 | Учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание баз данных | В течение учебного года | Отдел организации приема и профориентации | Создание базы данных, учет с момента поступления | |
1.3 | Создание и обновление специальной страницы на сайте, отображающей наличие условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ | С начала учебного года | Отдел информационных технологий | Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ | |
2. Кадровое обеспечение | |||||
2.1 | Проведение курсов повышения квалификации по особенностям работы с инвалидами и лицами с ОВЗ | В течение учебного года | Зам. директора по учебной работе. Учебно-методический отдел | Дополнительное профессиональное образование с целью получения знаний о психофизических особенностях инвалидов | |
2.2 | Методический семинар «Внедрение дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы лиц с ограниченными возможностями здоровья» | В течение учебного года | Дирекция, зам. Директора учебно-воспитательной работе | Разработка и внедрение образовательных технологий для системы инклюзивного образования | |
3. Работа с абитуриентами и студентами с ОВЗ | |||||
3.1 | Организация профессиональной ориентационной работы по следующим направлениям: — дни открытых дверей; — консультации с инвалидами; — информационные материалы | В течение учебного года | Отдел довузовской подготовки. Отдел организации приема и профориентации | Информирование инвалидов и лиц с ОВЗ о подборе и доступности профессий и специальностей | |
3.2. | Участие в проведении праздника «Татьянин день» | 25.01.2018 | Кураторы групп факультета (филиала) | Создание адаптивной среды | |
4. Материально-техническое обеспечение | |||||
4.1 | Заседание Ученого совета по вопросу «Совершенствование материально-технической базы Института (филиала) в целях обеспечения доступности профессионального образования для лиц с ОВЗ» | В течение учебного года | Зам директора по административно-хозяйственной части | Обеспечение доступности совместного обучения, создание адаптивной среды | |
4.2 | Устройство пандусов и поручней входных групп объектов института | В течение всего периода обучения | Зам. директора по административно-хозяйственной части | Доступная среда | |
4.3 | Оборудование жилых комнат, санитарно-гигиенических помещений общежития | В течение всего периода обучения | Зам. директора по административно-хозяйственной части | Доступная среда | |
4.4 | Оборудование поручнями и расширение дверных проемов в санузлах корпусов | В течение всего периода обучения | Зам. директора по административно-хозяйственной части | Доступная среда | |
4.5 | Оборудование учебных аудиторий, читального зала в соответствии с нормативными требованиями мобильности лиц с ОВЗ | В течение всего периода обучения студента | Зам. директора по административно-хозяйственной части | Доступная среда | |
5. Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ | |||||
5.1 | Введение в образовательную программу специализированных адаптивных дисциплин | В начале учебного года | Учебно-методический отдел | Социальная и профессиональная адаптация в образовательном процессе | |
5.2 | Создания фондов оценочных средств, адаптированных для инвалидов и лиц с ОВЗ | В начале учебного года | Педагогические работники | Возможность оценить достижения и результаты освоения программы | |
5.3 | Выбор мест прохождения практик | В начале учебного года | Руководитель производственной практики | Создание условий и видов труда в соответствии с нозологией | |
5.4 | Разработка дистанционных курсов | В течение учебного года | Педагогические работники | Доступность учебного материала | |
6. Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение | |||||
6.1 | Разработать план по организации сопровождения в образовательном процессе инвалидов и лиц с ОВЗ: 1. Психолого-педагогическое; 2. Медико-оздоровительное; 3. Социальное | В течение учебного года | Отдел по социальной работе со студентами | Развитие и коррекция личности студента инвалида, лица с ОВЗ | |
6.2 | Работа медицинского кабинета: наблюдение за здоровьем; оказание первой медицинской помощи; осуществление лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий | В течение учебного года | Медицинский персонал | Оказание врачебной помощи при необходимости | |
Интегрированное обучение строится на основе Федерального Закона от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 29.07.2017 года) — статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Однако принятие этого Закона не решает всех аспектов проблемы правовой регуляции процесса интегрированного обучения. Сохраняется необходимость разработки подзаконных актов, направленных на:
— определение статуса интегрированного ребенка, в том числе обеспечение его специальным образовательным полисом, позволяющим получать коррекционную помощь в объеме, гарантированном в специальном учреждении;
— внесение дополнений в статус специальных учреждений за счет оказания коррекционной помощи интегрированным детям;
— внесение изменений в нормативные документы, регулирующие материально-техническое обеспечение массовых общеобразовательных учреждений в целях создания в них соответствующих условий для воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.
Учитывая новизну, социальную значимость, сложность, комплексность проблем, решаемых в рамках интегрированного образования, необходимо предусмотреть проведение фундаментальных и прикладных научных исследований междисциплинарного характера. Особое внимание следует уделять созданию программ обучения родителей.
Литература