Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
В период общественно-экономической и нравственно-культурной модернизации отечественная система образования уделяет огромное внимание проблеме личности, в том числе к ее нравственному, культурному и правовому развитию, образованию и воспитанию. В таких условиях возникает необходимость воспитания в условиях высшей школы специалиста новой формации, обладающего ценностной ориентацией правового поведения. Как видно из результатов наблюдений и анализа существующей практики подготовки специалистов высшей школы, большая часть студентов осознает важность юридических навыков и знаний, а также важность их эффективного применения в будущей деятельности. Доказано, что процесс профессиональной реализации и адаптации выпускников высшей школы зависит от того, какое место в их системе «ценностных координат» занимают правовая культура и правовое сознание.
Наукой доказано, что на развитие личности в онтогенезе параллельно с наследственными и воспитательными факторами, влияет пространственно-деятельностный человеческий компонент. Следовательно, формирование положительного правового сознания молодежи – комплексный механизм воздействия среды: объективных факторов и субъективных условий, действующих на уровне, как макросреды, так и микросреды и охватывающих все слои жизни общества — общественную, экономическую, политическую и духовную. Известно, что в процессе обучения в высшей школе происходит становление личности студента; влияние семейного окружения падает одновременно с возрастанием роли самовоспитания; усиливается воздействие окружающей среды, в том числе студенческого сообщества. Это не только период интеллектуального развития студента, но и время формирования его ценностной системы и мировоззрения. Вопрос о формировании личности с развитой ценностно-правовой системой является одним из важнейших педагогических проблем современности.
Студент обладает правовым опытом в объеме, полученном за время обучения в образовательных учреждениях. Но данный объем ограничен небольшим жизненным опытом, правосознание находится еще в процессе формирования [4, c.22]. Правовые взгляды не систематизированы, в отличие от взглядов взрослого человека, который уже занят профессиональной деятельностью. У студентов нет достаточной практики в реализации своих прав и выполнении обязанностей. Таким образом, правосознание данной социальной группы уязвимо для негативного влияния, что в свою очередь, может повлиять на уровень правовой культуры студентов.
Формирование правосознания молодежи сегодня выделяется, на наш взгляд, в самостоятельную правовоспитательную государственную задачу, оптимальное решение которой можно осуществить современными педагогическими средствами, а точнее – в образовательном пространстве вуза.
Как известно, образовательное пространство вуза - это многоуровневая, сложноорганизованная социально-педагогическая система, которая основывается на принципах иерархичности, системности, вариативности, активности субъектов воспитания. Важной качественной характеристикой образовательного пространства является его целостность. Целостность в данном случае – это общая задача воспитания студентов, методологическая взаимосвязь подходов к их воспитанию, объединению воспитательных усилий педагогов.
Существенными компонентами образовательного пространства являются: деятельность, общение, познание, педагогический микроклимат.
Образовательное пространство вуза - это результат использования педагогического опыта, истории и традиций учебного заведения, его микроклимат и «дух», поэтому оно обладает уникальностью, и является авторским. В контексте темы нашего исследования огромное значение придается проблеме формирования образовательно-воспитательного пространства высшей школы, призванного решать задачи по формированию правомерного поведения студентов.
Достижению успехов в правовоспитательной деятельности, а также в формировании правосознания и правомерного поведения студентов помогает созданное нравственно-правовое пространство ВУЗа. Под нравственно-правовым пространством понимается образовательное пространство, включающее единый педагогический коллектив, хороший морально-психологический климат, удовлетворительная материально-предметная база [2, c.18]. . В данном пространстве все субъекты правовоспитательного процесса прикладывают усилия по оформлению правовых знаний и навыков, положительных правовых убеждений, потребностей и мотивов, активно участвуют в нравственно-правовых отношениях. Кроме того, необходимым условием выступает здесь взаимосвязь носителей ценностей - семьи, микросоциума, студенческого коллектива и преподавателя. Нравственно-образовательное пространство «позволяет студенту осознать ответственность за выбор содержания и форм деятельности» [1, c.34]. Нравственно-образовательное пространство максимально близко, значимо и небезразлично для личности студента. Оно имеет неограниченные возможности передачи опыта духовно-правовой профессиональной деятельности и оптимальных ценностных отношений в будущем.
Педагогическая практика доказывает, что преподавательская деятельность в нравственно-образовательном пространстве увеличивает возможности студентов в развитии и формировании правовой культуры и правового сознания за счет предоставления выбора в содержании и формы организации образовательного процесса и вооружить студента нравственно-правовыми навыками и умениями, т.е. профессиональным инструментарием.
Центрами, организующими образовательное пространство, в котором непосредственно осуществляется общее и правовое воспитание студенческой молодежи, являются высшие учебные заведения. В настоящее время образовательные учреждения сами имеют возможность выбирать и преподавать правовые учебные комплексы для своих студентов. Кроме того, тенденции нынешнего образования позволяют и студенту выбирать из многообразия освоения знаний, исходя из своих собственных жизненных ориентаций в процессе обучения в высшей школе, а затем в течение всей жизни. Приобщение студентов к правовым ценностям, в том числе благодаря нравственно-образовательному пространству, созданному целенаправленно, способствует успешному нравственно-правовому функционированию в правовой и экономической реальности.
Библиографический список