Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Навыки смыслового чтения как важный результат обучения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Максимов Александр Николаевич
Рубрика: Исторические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2022»  (февраль, 2022)
Количество просмотров статьи: 536
Показать PDF версию Навыки смыслового чтения как важный результат обучения

Максимов Александр Николаевич

Навыки смыслового чтения как важный результат обучения

В настоящее, пожалуй, нет учителя, который во время урока не сталкивался с проявлением низкого уровня чтения своих учеников. Учительское сообщество особенно остро понимает эту проблему. Ведь недостаточный уровень читательской грамотности ведет к серьезным социальным проблемам. Поэтому, развитие навыков смыслового чтения остается актуальной формой обучения предмету в наших школах. Отличие смыслового чтения от любого другого чтения в том, что происходят процессы постижения учащимися ценностно-смыслового момента текста, то есть осуществляется процесс его интерпретации и наделения смыслом, «направленный на стимулирование учебной и научной активности обучающихся, укрепление в их социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание условий для творческого общения».

Цель работы: показать приемы формирования смыслового чтения на уроках истории на основе собственного опыта.

Задачи: показать место навыка смыслового чтения в содержании ФГОС, проанализировать исследования в данной области, изучить типичные ошибки обучающихся. Знакомясь с содержанием ФГОС, учитель обращает внимание на те задачи, которые призван решить Стандарт. Как видно из Стандарта, учебник продолжает оставаться главным инструментом при обучении. Вот как показаны в Стандарте умения и навыки учащихся при работе с текстами в учебнике:

  • уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице;
  • устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;
  • сравнивать изучаемые явления;
  • делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам;
  • составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника;
  • делать анализ содержания рисунков в учебнике;
  • составлять словарь по теме;
  • самостоятельно изучать отдельную тему учебника;
  • составлять план по тексту учебника;
  • уметь составлять задачи, используя текст учебника;
  • выполнять опыты, описанные в учебнике;
  • писать конспекты, сочинения...

Таким образом, ФГОС включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». .

Приемы формирования навыков смыслового чтения.

Обращаясь к одной из задач Стандарта «обеспечение преемственности в программах», хочу отметить, что в 5 классе учащиеся любят читать текст параграфа вслух. Но, скорее, соревнуясь, кто быстрее и выразительнее это умеет делать. Однако, услышав от учителя вопросы, связанные с содержанием текста, не могут дать верный, осмысленный ответ. Невольно приходишь к выводу: читать любят, но не понимают. Учителя, работающие в средней школе, оказываются перед проблемой: учащихся придется учить тому, что они должны уметь уже в начальной школе — читать, понимать и уметь работать с текстом.

Ряд исследователей данной темы, выявляют различные подходы для формирования навыка смыслового чтения. Они показывают группы умений, которые должны демонстрировать учащиеся при работе с текстом. Например такие: находить и извлекать одну или несколько единиц информации; интегрировать и интерпретировать информацию; понимать смысловую структуру текста (тему, главную мысль / идею); понимать значение неизвестного слова; устанавливать связи между событиями; формулировать выводы; соотносить изображение и текст; понимать чувства, мотивы, характеры героев; оценивать полноту и достоверность информации; обнаруживать противоречия; высказывать и обосновывать собственную точку зрения; использовать информацию из текста.

Практическая работа: «Разработка заданий по читательской грамотности».

Из исторического источника.

«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси....Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

1. Задания на осмысление и оценку содержания и формы текста.

— Прочитайте документ и определите его характер (официальный документ, газетная хроника, мемуары, письмо, записки очевидца, дневник). Свой ответ обоснуйте — тип задания «развёрнутый ответ.

— В чём состоит актуальность, содержащейся в тексте информации. Свой ответ обоснуйте с трёх позиций: 1. Историка 2. Политолога 3. Литератора. — тип задания «развёрнутый ответ»

2. Задания на нахождение и извлечение информации.

1. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его причиной? Укажите не менее двух причин — тип задания «развёрнутый ответ».

2 О какой ключевой личности отечественной истории идёт речь в документе? Почему деятельность именно этой исторической личности сыграла важную роль в становлении российской государственности? — тип задания «развёрнутый ответ».

3. О каких племенных союзах восточных славян упоминается в тексте. Кто, из упомянутых в тексте этносов, не относился к восточным славянам? Почему? — тип задания «развёрнутый ответ».

3. Задания на интегрирование и интерпретирование информации.

1. Исключите неверное утверждение

— описываемые события происходили в центральной части современной России — район Поволжья;

— описываемы события никак не связаны с историей народов, проживавших на Скандинавском полуострове;

— море, о котором есть упоминание в тексте, называется Балтийским;

— из трёх населённые пунктов, которые упоминаются в тексте, только один сегодня является областным центром Российской Федерации.

2. Можно ли интерпретировать информацию, содержащуюся в тексте, как абсолютно достоверную? Свой ответ обоснуйте — задание с развёрнутым ответом.

3. Сравните деятельность Рюрика, основателя Древнерусского государства, с деятельность Хлодвига, основателя Франкского королевства. В чём Вы видите сходство, а в чём различие? — задание на сопоставление.

4. Задания на интегрирование и интерпретирование информации.

Вопрос. Используя репродукцию И.Е. Репина «Не ждали» ответьте на вопросы.

1. Почему же не ждали сына, мужа, отца? тип задания «развёрнутый ответ».

2. Портреты кого находятся в комнате? О чем это говорит? тип задания «развёрнутый ответ».

3. К какой категории населения относятся присутствующие на картине? Почему вы так решили? тип задания «развёрнутый ответ».

4. За что мог быть арестован главный герой? Почему он вернулся неожиданно, не предупредив семью? тип задания «развёрнутый ответ».

5. Задания на интегрирование и интерпретирование информации.

Вопрос. Используя репродукцию «Москва 1920-х годов» ответьте на вопросы.

1. Какой это период в советской истории? Почему Вы так решили. Тип задания «развёрнутый ответ».

2. Что говорит о том, что это столица? тип задания «развёрнутый ответ».

3. В каких литературных произведениях могли появиться подобные вывески? тип задания «развёрнутый ответ».


6. Задания на осмысление и оценку содержания и формы текста.


1. Прочитайте документ и определите его характер (официальный документ, газетная хроника, мемуары, письмо, записки очевидца, дневник). Свой ответ обоснуйте тип задания "развёрнутый ответ.

2. Прочитайте приказы № 270 и 227. Когда и в связи с какими условиями они были приняты? Всегда ли есть смысл защищать позицию до последней капли крови? А может быть, лучше разумно отступить? Тип задания «развёрнутый ответ.

7. Задание находить и извлекать информацию

Я вчера закончил ковку, и два плана залудил
И в загранкомандировку от завода угодил.
Копоть, сажу смыл под душем, съел холодного язя
И инструкцию прослушал, что там можно, что нельзя.

Там у них пока что лучше бытово
Так, чтоб я не отчебучил не того,
Он мне дал прочесть брошюру, как наказ,
Чтоб не вздумал жить там сдуру, как у нас.

Говорил со мной, как с братом, про коварный зарубеж,
Про поездку к демократам в польский город Будапешт:
«Там у них уклад особый, нам так сразу не понять,
Ты уж их, браток, попробуй хоть немного уважать.

Будут с водкою дебаты, отвечай:
Нет, ребята-демократы, только чай.
От подарков их сурово отвернись,
Мол, у самих добра такого завались».

Он сказал: «Живи в комфорте, экономь, но не дури.
Ты гляди, не выкинь фортель — с сухомятки не помри.
В этом чешском Будапеште уж такие времена.
Может скажут: „Пейте, ешьте“, ну, а может, ни хрена».

Ох, я в Венгрии на рынок похожу.
На немецких, на румынок погляжу.
Демократки, — уверяли кореша, -
Не берут с советских граждан ни гроша.

«Буржуазная зараза там всюду ходит по пятам.
Опасайся пуще сглаза ты внебрачных связей там.
Там шпионки с крепким телом, ты их в дверь — они в окно.
Говори, что с этим делом мы покончили давно.

Но могут действовать они не прямиком,
Шасть в купе, и притвориться мужиком.
А сама наложит тола под корсет...
Ты проверяй, какого пола твой сосед»

Тут давай его пытать я:"Опасаюсь, маху дам.
Как проверить? Лезть под платье? -Так схлопочешь по мордам«.
Но инструктор парень-дока, деловой. Попробуй, срежь!
И опять пошла морока про коварный зарубеж.

Я популярно объясняю для невежд:
Я к болгарам уезжаю, в Будапешт.
Если темы там возникнут — сразу снять.
Бить не нужно. А не вникнут — разъяснять.

Я по ихнему ни слова ни в дугу и ни в тую.
Молот мне — так я любого в своего перекую.
Но ведь я не агитатор, я потомственный кузнец,
Я к полякам в Улан-Батор не поеду наконец.

Сплю с женой, а мне не спится: «Дусь, а Дусь.
Может я без заграницы обойдусь?
Я ж не ихнего замеса, я сбегу.
Я ж на ихнем ни бельмеса, ни гу-гу».

Дуся дремлет, как ребенок, накрутивши бигуди.
Отвечает мне спросонок: «Знаешь, Коля, не пи..., не зуди.
Что-то, Коль, больно робок. Я с тобою разведусь.
Двадцать лет живем бок о бок, и все время Дусь, да Дусь.

Обещал, забыл ты, верно, ох хорош!
Что клеенку с Бангладеша привезешь.
Сбереги там пару рупий, не бузи.
Хоть чего, хоть черта в ступе привези».

Я уснул, обняв супругу, Дусю нежную мою.
Снилось мне, что я кольчугу, щит и меч себе кую.
Там у них другие мерки, не поймешь — съедят живьем.
И все снились мне венгерки с бородами и ружьем.

Снились Дусины клеенки цвета беж
И нахальные шпионки в Бангладеш.
Поживу я, воля божья, у румын.
Говорят, они с поволжья, как и мы.

Вот же женские замашки: провожала — стала петь.
Отутюжила рубашки — любо-дорого смотреть.
До свиданья, цех кузнечный, аж до гвоздика родной.
До свиданья, план мой встречный, перевыполненный мной.

Пили мы, мне спирт в аорту проникал.
Я весь путь к аэропорту проикал.
К трапу я, а сзади в спину, будто лай:
«На кого ты нас покинул, Николай!»


1. Какие фактические ошибки встречаются в тексте- задания на поиск/ исключение неправильных утверждений.

2. Почему главному герою снились «венгерки с бородами и ружьем» ? С какими событиями это связано в истории СССР? задания с развернутым ответом

3. «У них лучше бытово...»- опровергните или докажите это факт задания с развернутым ответом

Задание находить и извлекать информацию



1. В какой период могла быть сделана эта фотография? Задания с развернутым ответом

2. Причины применения данного указа? Задания с развернутым ответом

3. Сделайте вывод по количеству осужденных. Причины данного количества к 1940 году? задания на сопоставления и анализ.

Заключение

Таким образом, «смысловое чтение» означает наиболее точное понимание и осознание прочитанного текста. Ученик, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, совершенствовать приобретенный опыт работы с информацией. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий, которые способствуют развитию проектных и исследовательских компетенций учащихся — это победы в различных конкурсах и призовые места на олимпиадах.