Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Шунаев Роман Сергеевич
Магистрант РГУП (ПФ),
Россия, г. Нижний Новгород.
E-mail: roman93bor@gmail.com
Нарушение прав в процессе осуществления ОРД чаще всего носит длящийся характер. Субъектами, способными пресечь допущенное нарушение и обеспечить восстановление прав, которые были нарушены, являются соответствующие органы и должностные лица, реализующие контроль и надзор в сфере ОРД:
1) вышестоящий орган, осуществляющий ОРД;
2) прокурор;
3) судья.
В ряде случаев указанные субъекты ограничиваются мерами пресечения правонарушений, игнорируя необходимость процесса восстановления нарушенных прав не только путем устранения самого нарушения, но и возмещения вреда, который был причинен. Сам причиненный можно классифицировать на моральный и материальный.
Характер ОРД естественно предполагает отсутствие у граждан сведений об осуществлении в отношении них этой деятельности. В случаях, когда соответствующими компетентными органами и должностными лицами было установлено нарушение гражданских прав в процессе осуществления ОРД, последние часто остаются в неведении относительно нарушения личных прав и причинения данным субъектам вреда [1].
С момента неправомерного осуществления ОРД в отношении лица, у него возникает законное право на возмещение вреда, который был причинен. Это право нельзя реализовать без ознакомления лиц, права которых были нарушены, с фактами нарушений.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы власти и органы местного самоуправления, а также их должностные лица должны обеспечить в полной мере возможность ознакомления с необходимыми документами и материалами, каждому субъекту, права и свободы которого затрагиваются, если иное не предусмотрено в соответствующем законе. Приведенная норма указывает на обязанность соответствующих субъектов ознакомить граждан, чьи права нарушены действиями органов власти или должностных лиц, с соответствующими материалами и документами. Именно они будут являться фактическим основанием удовлетворения требования граждан о возмещении вреда, который был ему причинен.
ФЗ об ОРД не содержит положений об обязанностях органов, которые осуществляют ОРД, в результате неправомерных действий которых был причинен вред, сообщать об этом гражданам, чьи права были нарушены. Реализуя указанное выше конституционное положение такую обязанность, как справедливо указывают в литературе, следует закрепить в ФЗ об ОРД, предусмотрев необходимый правовой механизм ознакомления граждан с материалами и документами, непосредственно затрагивающими права и свободы, полученными в процессе осуществления ОРД. В данном случае в Федеральном законе об ОРД есть необходимость введения внесудебных методов компенсации ущерба, нанесенного действиями государственных органов, либо должностных лиц в результате неправомерного применения ОРД. Напрямую возмещать причиненный вред обязаны органы его причинившие, а осуществляемый надзор и контроль за ОРД должен распространяться и на правоотношения по возмещению причиненного неправомерным осуществлением ОРД вреда [2].
Юридическим основанием для возмещения вреда, который причинен действиями властных органов или должностных лиц в ходе неправомерного осуществления ОРД, должна стать норма п. 1 ст. 1070 ГК РФ, которую следует дополнить указанием на обязанность государства возместить причиненный вред, который имел место в процессе незаконного осуществления ОРД, изложив п. 1 ст. 1070 ГК РФ в данной редакции:
«1. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, незаконного осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом».
Реализация указанных правовых механизмов позволит, с одной стороны, повысить качество осуществления ОРД и обеспечения законности данной деятельности, а с другой, создаст дополнительные правовые гарантии защиты конституционных прав граждан.
Список литературы: