Евразийский
научный
журнал

Нарушение прав граждан в процессе осуществления ОРД: теоретические и практические аспекты

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Филюшкин Павел Сергеевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2671
Показать PDF версию Нарушение прав граждан в процессе осуществления ОРД: теоретические и практические аспекты

Шунаев Роман Сергеевич
Магистрант РГУП (ПФ),
Россия, г. Нижний Новгород.
E-mail: roman93bor@gmail.com

Нарушение прав в процессе осуществления ОРД чаще всего носит длящийся характер. Субъектами, способными пресечь допущенное нарушение и обеспечить восстановление прав, которые были нарушены, являются соответствующие органы и должностные лица, реализующие контроль и надзор в сфере ОРД:

1) вышестоящий орган, осуществляющий ОРД;

2) прокурор;

3) судья.

В ряде случаев указанные субъекты ограничиваются мерами пресечения правонарушений, игнорируя необходимость процесса восстановления нарушенных прав не только путем устранения самого нарушения, но и возмещения вреда, который был причинен. Сам причиненный можно классифицировать на моральный и материальный.

Характер ОРД естественно предполагает отсутствие у граждан сведений об осуществлении в отношении них этой деятельности. В случаях, когда соответствующими компетентными органами и должностными лицами было установлено нарушение гражданских прав в процессе осуществления ОРД, последние часто остаются в неведении относительно нарушения личных прав и причинения данным субъектам вреда [1].

С момента неправомерного осуществления ОРД в отношении лица, у него возникает законное право на возмещение вреда, который был причинен. Это право нельзя реализовать без ознакомления лиц, права которых были нарушены, с фактами нарушений.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы власти и органы местного самоуправления, а также их должностные лица должны обеспечить в полной мере возможность ознакомления с необходимыми документами и материалами, каждому субъекту, права и свободы которого затрагиваются, если иное не предусмотрено в соответствующем законе. Приведенная норма указывает на обязанность соответствующих субъектов ознакомить граждан, чьи права нарушены действиями органов власти или должностных лиц, с соответствующими материалами и документами. Именно они будут являться фактическим основанием удовлетворения требования граждан о возмещении вреда, который был ему причинен.

ФЗ об ОРД не содержит положений об обязанностях органов, которые осуществляют ОРД, в результате неправомерных действий которых был причинен вред, сообщать об этом гражданам, чьи права были нарушены. Реализуя указанное выше конституционное положение такую обязанность, как справедливо указывают в литературе, следует закрепить в ФЗ об ОРД, предусмотрев необходимый правовой механизм ознакомления граждан с материалами и документами, непосредственно затрагивающими права и свободы, полученными в процессе осуществления ОРД. В данном случае в Федеральном законе об ОРД есть необходимость введения внесудебных методов компенсации ущерба, нанесенного действиями государственных органов, либо должностных лиц в результате неправомерного применения ОРД. Напрямую возмещать причиненный вред обязаны органы его причинившие, а осуществляемый надзор и контроль за ОРД должен распространяться и на правоотношения по возмещению причиненного неправомерным осуществлением ОРД вреда [2].

Юридическим основанием для возмещения вреда, который причинен действиями властных органов или должностных лиц в ходе неправомерного осуществления ОРД, должна стать норма п. 1 ст. 1070 ГК РФ, которую следует дополнить указанием на обязанность государства возместить причиненный вред, который имел место в процессе незаконного осуществления ОРД, изложив п. 1 ст. 1070 ГК РФ в данной редакции:

«1. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, незаконного осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом».

Реализация указанных правовых механизмов позволит, с одной стороны, повысить качество осуществления ОРД и обеспечения законности данной деятельности, а с другой, создаст дополнительные правовые гарантии защиты конституционных прав граждан.

Список литературы:

  1. См.: Ефремов А.М. Обеспечение прав и свобод личности в оперативно-розыскной деятельности: монография. Иркутск, 2014; Азаров В.А., Супрун С.В. Охрана имущественных интересов личности в сферах оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности: монография. Омск: Омская академия МВД России, 2015;
  2. См.: Васорина Л.М. Защита конституционных прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Проблемы раскрытия отдельных видов преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел: материалы круглого стола. Краснодар, 2014. С. 75.