Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Коррупция, как угроза социально-экономической стабильности Дагестана

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Алипулатов Ильман Субханович
Рубрика: Политические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2703
Показать PDF версию Коррупция, как угроза социально-экономической стабильности Дагестана

Ильман Субханович Алипулатов,
Дагестанский Государственный Универститет,
заведующий кафедрой электронных СМИ ДГУ
политолог, кандидат филологических наук, доцент.
Электронный адрес: Alipulatov@mail.ru

IlmanSubhanovichAlipulatov,
Dagestan State University,
head of the department of electronic mass media of DGU,
political scientist, candidate of philological Sciences, associate Professor.
Email: Alipulatov@mail.ru

Corruption as threat of social and economic stability of Dagestan

Abstract: In article the corruption problem as one of the main threats of political stability of the Republic of Dagestan and Russia in general is considered. As authors of offers on strengthening rigid, system, purposeful, and the most important – effective fight against this artful illness, along with the leaders of our country scientists, experts, deputies, representatives of institutes of civil society and mass media act. In summary, we come to a conclusion what it is necessary to fight against corruption in interaction of the power with society. If people don't believe that the power is ready to conduct dialogue with society, situation won't change, and corruption will even more amplify.

Keywords: corruption, law, declaration, power, mass media, society.

Аннотация: В статье рассматривается проблема коррупции, как одна из главных угроз общественно-политической стабильности республики Дагестан и России в целом. Авторами предложений по усилению жесткой, системной, целенаправленной, а самое главное – эффективной борьбы с этой коварной болезнью, наряду с руководством нашей страны выступают ученые, эксперты, депутаты, представители институтов гражданского общества и средств массовой информации. В заключение, мы приходим к выводу, что бороться с коррупцией необходимо во взаимодействии власти с обществом. Если люди не поверят, что власть готова вести диалог с обществом, положение не изменится, а коррупция еще больше усилится.

Ключевые слова: коррупция, закон, декларация, власть, СМИ, общество.

На данном этапе развития нашего государства, реальную угрозу экономической и общественно-политической стабильности, представляет не идеологическое разделение политиков, а коррупция и сращивание власти и правоохранительных органов с криминалом. Ведь, именно, коррупция порождает негативное отношение граждан к власти и тормозит развитие государства.

Политолог Руслан Курбанов в интервью одной из республиканских СМИ, оценивая ситуацию в Дагестане, сказал: «такое впечатление, что все части дагестанского общества – власть, интеллигенция, духовные лидеры, общины верующих разного толка – живут и развиваются в параллельных пространствах. Все это – социальная апатия, правовой нигилизм, продажность чиновников, разрушение всяческой веры во власть.  Деградация морали и нравственности, разрушение социальных связей может привести республику к социальной, национальной и политической катастрофе» [1].

Почему нет заметных результатов по снижению ее уровня?

Многие сегодня задаются этим  вопросом. Ведь за последние 3-4 года в стране, казалось бы, создана система правовых и организационных мер по противодействию коррупции. Утвержден перечень должностей федеральной службы, при назначении на которые служащие обязаны представлять сведения о своих семейных доходах и имуществе. Принят закон, ужесточающий наказание за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве и т.д.

Результаты опросов общественного мнения свидетельствуют о том, что значительная часть наших соотечественников серьезно озабочена распространением коррупции и различных преступных схем с целью воровства. Многие дагестанцы справедливо считают коррупцию одним из факторов, способствующих росту экстремизма и терроризма, а также большинства социально - экономических проблем.

Более 76% опрошенных дагестанцев уверены в том, что коррупцией охвачены практически все сферы нашей жизни, а 85%, что все должностные лица берут взятки. А это значит, что в реальности подавляющее большинство нашего общества в той или иной степени вовлечены или задействованывразного рода коррупционных схемах.

Между тем, как отмечают независимые эксперты, именно высокий уровень коррупции является одним из проявлений кризисного состояния в Дагестане. Подавляющее большинство наших соотечественников (80%) отмечают, что сталкиваются всегда или часто с взяточничеством, что существенным образом отражается на их доверии к власти.

Коррупция для Дагестана - тема очень болезненная и деятельность органов власти в борьбе с ней, по словам специалистов, явно недостаточная. Есть правовая база, ответственные, специализированные комиссии при многих министерствах и ведомствах, а результат от принимаемых мер не соответствует ни масштабу коррупции, ни степени ее общественной опасности.

И при этом, как сообщил в интервью одному из федеральных СМИ председатель Верховного Суда РФ В. Лебедев, основным наказанием за взятки до сих пор был условный срок. Дело в том, что чаще всего на скамью подсудимых у нас попадают, как правило, мелкие коррупционеры: врачи, учителя, чиновники низкого звена, рядовые сотрудники правоохранительных органов. Нередко их ловили за руку, взявшую не более одной тысячи рублей. То есть получается, что многие сотрудники и руководители правоохранительных органов идут по самому легкому пути: берут тех, с кем не будет проблем [2].

В последнее время обнаружилось, что отдельные республиканские министерства и ведомства не в полной мере выполняют возложенные на них функции контроля за обеспечением сохранности государственной собственности и возмещению материального ущерба. Неудовлетворительной остается работа по выявлению уклонений от налогов и других сборов, особенно среди наиболее крупных налогоплательщиков.

Другой, очень важный вопрос, который волнует сегодня каждого из нас - это отсутствие системной, целенаправленной  кадровой политики, которая напрямую связана и существенно влияет на коррумпированность федеральной, региональной и муниципальной власти.

Давайте будем откровенны: у многих рядовых дагестанцев давно возникло и даже укоренилось стойкое неверие в возможность обеспечить защиту своих интересов с помощью правовых средств. Как правило, наши соотечественники сами предлагают взятки с тем, чтобы положительно решить свой вопрос. Вот и получается, что общество само в какой-то степени,провоцирует ситуацию, в которой все мы находимся весьма продолжительное время.

Весьма впечатляют результаты экспресс-опроса среди дагестанцев. Из 50 респондентов коррупцию как общественное явление осудили 45 человек, однако половина из них призналась, что пользуется коррупционными механизмами для продвижения тех или иных вопросов. Лидерами в этом списке были работники правоохранительных органов, затем ВУЗы, суды, регистрационные службы, военкоматы и прочие. И, как следствие всего этого - тотальная коррупция, привычка решать свои дела исключительно с помощью взяток, подношений и дорогих подарков.

Выходит так, что, в коррупции виноваты сами граждане,  и если они не будут давать взятки, коррупция исчезнет сама собой? Не совсем так. Не будем игнорировать системность вымогательства и наличие обширных сфер деятельности, попросту невозможных без взяток.

Любопытно было наблюдать, как вторая половина опрошенных, осуждая тотальную коррумпированность чиновничества, всё же утверждала, что сами никогда в жизни никому не давали взяток. Это ломает наше предубеждение о том, что дагестанцы винят в коррупции только вымогателей. Раз не хотят признаваться, значит, считают зазорным.

Ведь не все же вымогают, значительная часть подношений совершается людьми добровольно, и их, как мы видим, общество осуждает наравне с берущими. Если не принять кардинальных мер, то люди по инерции будут продолжать нести взятки, думая, что иначе их никто просто слушать не захочет. Народ потерял веру в то, что можно решить какой-то вопрос без взятки, он как бы принял  «правила» такой жизни. К тому же все опрошенные были единодушны в том, что коррупция – это аморально, но от нее никуда не деться. Печальный, согласитесь, вывод.

Статистика преступлений коррупционной направленности

За последние годы выявлено немало нормативно-правовых актов органов государственной власти местного самоуправления содержащих коррупционные факторы. Как сообщалось, Министерство внутренних дел по РД реализует мероприятия, предусмотренные Национальной стратегией противодействия коррупции, а также региональной программой «О противодействии коррупции в Республике Дагестан на 2014-2016 годы». Постоянно наращиваются усилия по выявлению и пресечению коррупционных проявлений.

Как отметил начальник Управления ФСБ России по РД Александр Миронов, всё большую актуальность приобретают вопросы пресечения преступлений, связанных с хищением бюджетных средств, государственного и муниципального имущества. Согласно статистике, в 2014 году и за пять месяцев текущего года возбуждено 213 уголовных дел; за этот же период осуждено 87 должностных лиц.«В последние годы мы наблюдаем существенные изменения, которые претерпевает нормативно-правовая база борьбы с коррупцией, параллельно идет процесс активизации в противодействии коррупции со стороны всех государственных институтов. Сегодня мы видим не просто очередную антикоррупционную кампанию, но наблюдаем фундаментальное изменение принципиальных подходов государства к этому опасному явлению», – подчеркнул начальник Управления ФСБ [3].

А теперь ситуация в Дагестане.  Так, если в 2011 году было выявлено 195 преступлений коррупционной направленности, то в 2012 году – 411, в 2013 г. – 422, в 2014 г. – 425; за 6 месяцев текущего года уже выявлено 300 таких преступлений.

По заявлению министра МВД Абдурашида Магомедова, наступательной стала борьба с коррупцией в муниципальных образованиях районного и городского уровня; в текущем году выявлено 65 фактов взяточничества. Если в 2014 году средний размер взятки составлял 43 тыс. рублей, то этом году – 512 тысяч. «Наряду с выявлением и пресечением коррупции значительное внимание уделяется правовому просвещению населения, информированию его о методах противодействия коррупции, кроме того, в ведомстве создана и постоянно совершенствуется система профилактики коррупции среди сотрудников», – заверил он [4].

По словам председателя Верховного Суда РД Руслана Мирзаева в 2014 году судами общей юрисдикции рассмотрено 218 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности; в отношении 231 лица вынесены обвинительные приговоры. «Достаточно показательна и статистика по количеству осужденных лиц по ст.ст.290 (получение взятки) и 291 (дача взятки) УК РФ. По уточненным статистическим сведениям районными (городскими) судами республики в 2014 году за получение взятки осуждено 21 лицо, что в 2,3 раз больше, чем в 2013 году, и в 2,6 раз больше, чем в 2012 году. По даче взятки осуждено 51 лицо, что в 2,5 раз больше, чем в 2013 году, и в 4 раза больше, чем в 2012 году. Изложенные цифры свидетельствуют о том, что в нашей республике в 2013-2014 годах усилена борьба с коррупционной преступностью», - подчеркнул Руслан Магомедович [5].

В свою очередь, первый заместитель прокурора РД Сергей Беляков проинформировал об усилиях органов прокуратуры по противодействию коррупции. За 5 месяцев текущего года в республике выявлено 264 преступления коррупционной направленности. «Основныебыли направлены на выявление нарушений в нормотворческой, финансовой сферах, сфере соблюдения законодательства о государственной гражданской службе, размещения заказов на поставку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. В текущем году в ходе проверок выявлено 4956 нарушений закона», - считает он, - «по-прежнему коррупции в наибольшей степени подвержены такие сферы деятельности, как распределение и расходование бюджетных средств, распоряжение государственной и муниципальной собственностью, отрасли ТЭК и ЖКХ», - заверил Сергей Беляков [6].

Законодательное противодействие коррупции

В последние годы на федеральном уровне принят ряд законов, которые усиливают контроль доходов и расходов государственных служащих, работников правоохранительной системы. Наряду с базовым законом принят блок изменений более чем в 25 действующих законов. Коррупция превратилась в системную проблему, и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ. Теперь надо действовать…

Президент РФ Владимир Путин своим указом утвердил национальный план по противодействию коррупции на 2014-2015 годы. Впервые такой документ был утверждён Дмитрием Медведевым в 2008 году и переиздавался несколько раз. В этом программном документе речь идет о создании подразделения, координирующего мероприятия по противодействию коррупционным нарушениям в судейском корпусе и аппаратах судов. В следующей части идет поручениефедеральным органам исполнительной власти «внести в ведомственные планы по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов и контроль за выполнением антикоррупционных мероприятий». Есть рекомендации в указе президента и Общественной палате, Торгово-промышленной палате и Ассоциации юристов России, а также политическим партиям и объединениям предпринимателей.  Их Владимир Путин призывает «продолжить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению».

Настоящую борьбу с коррупцией  необходимо в Центре и регионах одновременно, ведь отдельные федеральные чиновники порой беспощадны и многообразны в своей корысти:  известные «откаты», взятки за назначение руководителей федеральных органов управления в регионах, завладение собственностью в регионах, вымогательство разных видов подношений и прочее. Это во – первых.  Во – вторых: подавляющее большинство органов государственного управления в регионах (практически все органы правоохранительных и контролирующих функций МВД, ФСБ, Минюст, Прокуратура, контрольно – ревизионная и антимонопольная службы и др.) являются органами не регионального, а федерального уровня. Их руководители назначаются в федеральном центре. 

И, поэтому, следует начинать  эту работу, прежде всего, с руководителей, с тех, кто лоббирует противозаконные интересы отдельных групп и лиц, кто предает государственные и служебные интересы. Лоббирует, прежде всего, на федеральном уровне. И, разумеется,  первые лица страны не могут быть в стороне от ответственности за состояние дел в регионах. У нас не должно быть неприкасаемых лиц. Любой чиновник, уличенный в коррупции, должен понести наказание вне зависимости от занимаемой должности.

Представитель «Яблока» Алибулат Гасанов на одной из встреч, посвященной проблеме коррупции в Дагестане, сказал:

- «Сегодня такая ситуация, что сами службы, которые призваны бороться с коррупцией, - сами профессиональные коррупционеры. Этот факт никто не может отрицать. Ни для кого не секрет, что в Дагестане, чтобы стать чиновником даже среднего звена, необходимо самому быть известным бандитом, или надо быть родственником бандита, или надо быть каким-то приближённым к бандитским группировкам. Как бы ты ни получил образование, какой бы ты специалист ни был, продвижения не будет. Назначают людей, которые абсолютно не компетентны. Эту практику назначения на ответственные должности спортсменов и милиционеров пора прекращать. Муниципалитетами (80 %) управляют милиционеры, не совсем образованные к тому же. Во власти должны быть подготовленные профессионально и компетентные люди, - заявилАлибулат Гасанов[7].

Учитывая требования сегодняшнего дня, МВД по РД концентрирует усилия на таких направлениях, как совершенствование оперативно-розыскной деятельности, выявление системных коррупционных преступлений, совершаемых в крупном и особо крупном размерах, пресечение коррупционных проявлений должностных лиц, причастных к распределению бюджетных средств, реализация государственного и муниципального имущества, а также очищение собственных рядов от лиц, замешанных в коррупционных правонарушениях.

Михаил Чернышев, член экономического Совета при президенте РД, выступая с докладом на выездном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в Махачкале отметил: «Бороться с коррупцией, как с масштабной проблемой можно только комплексом мер. Одними уголовными делами  на  коррупционеров ситуацию не изменишь. Сажать всех взяточников - отличная идея, но будем объективны: всех не пересажаешь. Требуется ликвидировать саму возможность для дачи взятки. Это понятно, сложно, но опыт других стран показывает – усмирить  коррупцию можно», - уверен он [8].

И вновь мы возвращаемся к опыту других стран.

Как отмечают эксперты, коррупцию сдерживают свободная экономика, развитое гражданское общество и прозрачное государство. Но чтобы прийти к этому состоянию, надо понять: мы не уникальны в своих проблемах. Системная борьба с коррупцией и оргпреступностью (они не существуют друг без друга) в США началась лишь в конце 60-х, когда американская политическая элита осознала мафию в качестве реального конкурента.

В Сингапуре победили коррупцию высоким жалованьем чиновников. А в Гонконге, где зарплаты служащих нормальные, но не бог весть какие, одним из главных условий для победы над коррупцией стала смена образа мыслей.

Теперь скажу чего, на мой взгляд, сегодня недостает местной власти. Требуется,  прежде всего, коренное изменение работы руководителей муниципальных образований. Каждый человек должен быть в поле их зрения. Работа с людьми должна носить  конкретный характер. А чтобы можно было серьезно говорить об это, нам необходимы жесточайшие меры антикоррупционного характера, ведь если чиновник от местной власти на каждое обращение в свой адрес смотрит, как на возможность получить взятку, то он никогда не будет решать проблемы населения. Скорее он будет пособничать всякого рода незаконным махинациям с землей, имуществом, казной, льготами и т.д., получая хорошую мзду в качестве проплаты со стороны аферистов.

Нечистых на руку чиновников надо бить по самому больному для них месту – карману. Поэтому в уголовном законодательстве уже введены многократные штрафы для взяточников. Государственная Дума приняла в первом чтении закон, ужесточающий наказание за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве. Установлены штрафы в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 миллионов рублей. Пока чиновник не рискует своим положением и накопленным имуществом, совершая незаконные действия, он не откажется от предложенной взятки.

И, тем не менее, без помощи народа никакая борьба с коррупцией невозможна, - в этом уверены многие независимые эксперты. Ведь правовое государство в конечном итоге возникает не там, где принимается много хороших законов,  а там, где они все и всеми исполняются.

По мнению политолога Леонида Млечина, в нашей стране коррупция - основной способ согласования интересов различных групп истеблишмента  и одновременно  метод выживания населения. «Всевластие  чиновников и господство запретов делает жизнь невыносимой, но коррупция позволяет, как-то преодолевать эти препятствия. Ничего нельзя, но все можно, если есть деньги и связи. Вот почему борьба с коррупцией требует коренного переустройства нашей жизни», - говорит он [9].

Независимые эксперты уверены, что реальное сокращение государственных и муниципальных служащих, чиновников разного уровня, также повлечет за собой значительное снижение уровня коррупции.

Эффективность средств массовой информации

Как утверждают специалисты, одним из ключевых инструментов борьбы с коррупцией являются свобода слова и эффективность средств массовой информации. Публичность и гласность многочисленных фактов незаконного обогащения чиновников могут и должны стать предпосылкой для подавления желания преследовать корыстные цели на рабочем месте.

Если говорить про коррупционные схемы, выложенные во всемирной паутине, то информацию о совершенных правонарушениях необходимо анализировать, на нее должна быть реакция. Это информация должна изучаться не только журналистами, и не только теми, кто сидит в Интернете, но и руководителями органов власти и управления.

На ряд публикаций в «Дагестанской правде», выступления в телевизионной программе «Акценты», я получил множество откликов, критических замечаний и пожеланий от дагестанцев. Люди разных профессий, возрастов, социального происхождения высказывают свои личные мнения по поводу предпринимаемых мер руководством страны по снижению уровня коррупции, наведения элементарного порядка, организованности и дисциплины во всех сферах нашей жизни. Авторы многих писем анализируют ситуацию, предлагают конкретные решения этой актуальной проблемы.

Главное пожелание заключается в том, чтобы привлечь к разговору на эту жгучую, актуальную тему самых разных людей и называть конкретные фамилии и имена дагестанских коррупционеров. Когда мы говорим в общем, то никто, как правило, не реагирует на такую критику. Знаю это по своей многолетней практике работы в СМИ. Поэтому, уверен, что и представителям власти, и нам, руководителям и представителям СМИ, необходимо быть более конкретными, настойчивыми в освещении этой актуальной проблемы.

В то же время, в интервью российским телеканалам премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предостерег общество от обвинения чиновников на основе непроверенных публикаций, которые зачастую носят заказной характер.«Коррупционные расследования «были, есть и будут, но главное, чтобы они базировались на объективных материалах».подчеркнулМедведев [10].

В этих условиях, как отмечают независимые эксперты, органы власти и средства массовой информации должны быть стратегическими союзниками, и вместе пытаться преодолеть  уродливое явление, как коррупция. Крайне необходимо продолжать активную и эффективную борьбу с ней и делать это комплексными мерами: обеспечить полный доступ к информации, что позволит сделать работу органов власти прозрачной и открытой, усилить контроль институтов гражданского общества и СМИ над деятельностью  всех органов власти и управления. С этой же целью требуется ускорить создание «электронного правительства».

Дагестанцы в электронных и печатных СМИ должны видеть в лицо коррупционеров, быть уверенными в том, что громкие слова руководителей самого высокого уровня раздаются не для сотрясения воздуха, а для изменения ситуации в дагестанском обществе. Это требует от журналистского сообщества высокой профессиональной, гражданской и нравственной ответственности.

По мнению министра юстиции РД Арсена Гасанова, если раньше громкие коррупционные скандалы замалчивались, то сейчас они становятся достоянием общественности, активно обсуждаются в прессе и на он-лайн форумах.«Ситуация, когда высшие должностные лица республики чувствовали свою бесконтрольность, вседозволенность и безнаказанность, постепенно уходит в прошлое», - выразил уверенность Арсен Гасанов [11].

«Сегодня мы собираем тысячный зал, выходим на телевидение потому, что хотим, чтобы к работе подключился весь дагестанский народ. Только тогда она даст свои плоды!», - считает Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов [12].

Декларирование имущества чиновников

Много и правильно у нас в стране говорится о чистоте рядов, о борьбе с коррупцией. Значительно усилен контроль над чиновниками всех уровней по выявлению среди них коррупционеров. Мы часто ставим вопрос о том, чтобы человек, который пришел в политику, должен быть прозрачным и просто обязан предъявить свои доходы.

Президент РФ Владимир Путин направил специальное Поручение Генеральной прокуратуре РФ и ФНС России провести проверку достоверности декларации о доходах чиновников. Соответственно, подразумевается и ожидается проверка лиц, которые со слов президента, имеют маленькие декларации и большие дворцы. По итогам массовых проверок декларации чиновников можно увидеть не только массовую картину несоответствия, но и сделать общий вывод о недостоверности декларации о доходах в конкретных ведомствах и структурах муниципальной службы.

Естественным продолжением инициатив Президента РФ по борьбе с коррупцией в рядах депутатов и других чиновников самого высокого уровня видится предложение председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. Он поставил задачу рассмотреть возможность внедрения идеи декларирования не только имеющегося имущества, но и всех крупных приобретений чиновников. И речь  здесь не должна идти о депутатах всех уровней, ведь реальное управление страны находится в руках исполнительной власти, а это целая армия из десятков тысяч федеральных, региональных и муниципальных чиновников.

С 2013 года в стране введено обязательное декларирование не только доходов, но и крупных приобретений: недвижимости, акций, транспорта. Достойными внимания законодатели сочли покупки, превышающие по стоимости общий доход самого чиновника, его супруги (супруга) и их несовершеннолетних детей за 3 предшествующих года.

Покупки будут подлежать проверке с привлечением правоохранительных и налоговых органов лишь в том случае, если у руководителя появятся «достаточные» основания подозревать, что добро приобретено на нелегальные доходы. Наказание не сумевшему «отбиться» обещано страшное увольнение, лишь в самом крайнем случае прокуратура получает право попробовать через суд изъять у нарушителя и обратить в пользу государства купленное на неправедные доходы. Депутаты Государственной думы и сенаторы за нарушение закона должны лишаться мандатов. Причем, действие закона распространяется и на сделки, совершенные в прошлом году.

Введены дополнительные ограничения и обязательства в отношении государственных и муниципальных служащих. Законом существенно расширена сфера контроля за достоверностью предоставляемой ими информации о своем имуществе и доходах.

Недавно Россия ратифицировала Европейскую конвенцию по борьбе с коррупцией, подписанную ещё в 1999 году.

По мнению аналитиков, причина столь длительного затягивания кроется в том, что этому процессу активно мешали те, кто напрямую или косвенно замешан в коррупции. Ведь конвенция предусматривает конфискацию имущества чиновника, нажитую коррупционным путем, а так же обеспечивает прозрачность процедуры получения и расходования бюджетных средств. Ратификация конвенции пришлась, весьма кстати.

А у врачей и учителей, наконец, появился шанс узнать, сколько получают директора школ и главные врачи. Вступил в силу закон, требующий и от руководителей бюджетных учреждений сдавать декларации о доходах. Те же правила вот уже несколько лет действуют в отношении госслужащих, депутатов, сенаторов, членов правительства и сотрудников правоохранительных органов.

Принятие этого закона было вызвано необходимостью хоть как-то контролировать распределение фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений.

Борьба с коррупцией набирает обороты, надо  освобождаться от нечистоплотных сотрудников. И, в этой связи, необходимо установить  жесткий контроль за распределением государственной и муниципальной собственностью, особенно по земельным фондам, неэффективным расходованием ресурсов, которые препятствуют поступательному развитию нашей республики.

Коррупция, как источник отчуждения народа от власти

Практика показывает, что настоящего политика, государственного чиновника надо готовить, надо обучать, надо воспитывать. Люди, выдвигаемые во власть, должны обладать не только необходимыми деловыми качествами. Они должны обладать здоровой долей альтруизма, который и определяет их деятельность в общественных интересах.

Последние исследования в области социальной психологии утверждают, что альтруизм, как впрочем, и эгоизм, передаются на генном уровне. В этом мудрость природы, высшего разума или Бога, что больше подходит по мировоззрению. Остальные 90% населения представляют собой смесь из этих двух крайностей в разных пропорциях. Пора эти знания использовать и нашим республиканским  властям.

Пока во всех властных структурах не будут преобладать люди с превышением альтруизма над эгоистическими качествами, в нашем будущем очень трудно говорить о переменах к лучшему.

Итак, открытым сегодня остается вопрос - как бороться  с коррупцией? Здесь, как отмечают эксперты,  необходима политическая воля и общественный контроль за властью. Люди должны проявлять гражданскую позицию и на выборах, и в обычные дни. А без всего этого невозможно говорить об эффективности борьбы с коррупцией, успешном развитии экономики, о стабильности и безопасности в нашем дагестанском обществе.

И в этой ситуации очень важно, чтобы власть была готова слышать конструктивную критику, конкретные предложения, направленные на улучшение общественно-политической и социально-экономической ситуации в Дагестане.

Президент РФ Владимир Путин, выступая на Совете по противодействию коррупции, заявил, что проявления коррупции в правоохранительных и судебных органах ощутимо подрывает доверие общества к власти, поэтому необходимо жестко бороться с коррупцией в этих сферах.«Хочу повторить, толькотребования законов недостаточно. Необходимо сформировать общественную атмосферу неприятия коррупции. Мы об этом много говорили. В том числе выстроить надежную систему обратной связи между обществом и властью", - сказал Путин [13].

Важной составляющей антикоррупционной работы является взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц с институтами гражданского общества. В настоящее время в республике зарегистрированы 14 общественных организаций, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции. Способствовать стабилизации ситуации в Дагестане должно взаимодействие власти с обществом. Если люди не поверят, что власть готова вести диалог с обществом, положение не изменится, а коррупция еще больше усилится.

Говоря о значимости роли институтов гражданского общества в деле противодействия коррупции, Уполномоченный по правам человека в РД УммупазильОмарова, в частности, озвучила мнение о необходимости уделять внимание налаживанию «обратной связи». «Я думаю, одним из главных направлений в деятельности государственных органов в антикоррупционной сфере является рассмотрение обращений граждан. Ко мне поступают жалобы, в которых граждане, в том числе, сообщают о фактах коррупции. Эту информацию нужно анализировать, она должна стать основой для принятия управленческих решений», - уверена УммупазильОмарова[14].

В этих целях налажено тесное взаимодействие с органами власти, создаются общественные советы в муниципалитетах, министерствах и ведомствах. Кроме того, по инициативе и при участии Главы Дагестана формируются общественные палаты в районах и городах.

Совсем недавно, Глава нашей республики Рамазан Абдулатипов,на заседании форума посвященном противодействию коррупции в Дагестане сказал, что необходимо определять, насколько распространено это явление, насколько оно представляет опасность для общества и государства, нарушает права человека. «Наличие коррупции унижает любой народ, унижает человеческое достоинство. В нынешних условиях в нашей стране исключительно важно, чтобы и власти всех уровней, и общество объединились, мобилизовали свою волю на установление порядка и благополучной жизни», - подчеркнул Президент РД [15].

И это не громкие слова.  Это,  желание многих и многих дагестанцев в корне изменить общественно-политическую ситуацию, с тем, чтобы выборы, наконец,  проходили  в честной и объективной борьбе, а во власти в итоге оказывались  лучшие из лучших. Это по большому счету и есть очищение и обновление республики, строительство нового Дагестана. Именно так  можно вернуть доверие населения к власти. Именно на это и настроена деятельность новой  политической команды Рамазана Абдулатипова,  должны быть настроены все дагестанцы.

Я уверен, что в самое ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону. Самое главное здесь – не создание комитета, каких-либо советов, а  политическая воля  руководства страны, и усилия общества. Это, я считаю, самое главное.  Если мы твердо  решили бороться с коррупцией, результаты не заставят долго ждать.



























Литература

  1. Статья «Взгляд извне и изнутри», газета «Новое дело», 11.03.2011
  2. «Российская газета» - Столичный выпуск №5473 (97) 06.05.2011
  3. Форум «Эффективные меры по противодействию коррупции», 01.07.2015Источник:riadagestan.ru
  4. Форум «Эффективные меры по противодействию коррупции», 01.07.2015 Источник: riadagestan.ru
  5. Форум «Эффективные меры по противодействию коррупции», 01.07.2015 Источник: riadagestan.ru
  6. Форум «Эффективные меры по противодействию коррупции», 01.07.2015 Источник: riadagestan.ru
  7. Круглый стол «Коррупция в Дагестане и антикоррупционные механизмы», 18.10.2015. Сайтhttp://www.chernovik.net
  8. Выездное заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в Махачкале «Гласность — главное оружие против коррупции», 02.06.2011.Сайт http://www.rosbalt.ru
  9. Интервью «Российской газете» № 12, от 29.03.2012
  10. Интервью премьер-министра РФ Дмитрия Медведева российским телеканалам, 09.12.2015. Сайтhttp://www.ntv.ru
  11. Форум «Эффективные меры по противодействию коррупции», 01.07.2015 Источник: riadagestan.ru
  12. Форум «Эффективные меры по противодействию коррупции», 01.07.2015 Источник: riadagestan.ru
  13. Заседание Совета по противодействию коррупции, 30.10.2013.Сайт http://rapsinews.ru
  14. Форум «Эффективные меры по противодействию коррупции», 01.07.2015 Источник: riadagestan.ru
  15. Форум «Эффективные меры по противодействию коррупции», 01.07.2015 Источник: riadagestan.ru