Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Гулиев Хамзат Магометович
Магистрант
направления подготовки 40.04.01"Юриспруденция"
ФГБОУ ВО "Ингушский государственный университет".
Научный руководитель: Гулиева Малика Магомедовна,
к.п.н., доцент. Кафедра теории и истории государства и права.
Россия, г.Магас
Аннотация
В результате значительных общественно-политических перемен в России на рубеже
Конституционный статус политических партий
Общепринято как в мире в целом, так и в Российской Федерации, что политическая партия понимается как объединение граждан — единомышленников конкретной общенациональной программы социального развития с целью участия в работе государственной политики, формировании государственных органов, местных органов власти и их представительства.
Это объясняет наличие в стране демократии, что так приветствует народ.
Как правило, конституционный статус политической партии в России определяется нормами российского права его положение, место в политической системе общества.
Общие конституционно-правовые нормы в сфере взаимодействия политических партий и самого государства можно разделить на несколько конституционно-правовых систем как элемент структурной единица конституционно-правового статуса политической партии Российской Федерации. К ним относится:
— правовой характер политических партий;
— правовые принципы статуса политической партии;
— способности политических партий;
— правовая гарантия политических партий;
— конституционно-правовая ответственность политических партий [4, с. 175].
Политические партии являются важнейшим институтом политической социальной системы. В современной России проблема правового регулирования политических партий является центральной для многих политических сил.
В 2012 году в ФЗ «О политических партиях» были внесены несколько важных изменений, облегающих процесс создания новых и работоспособность старых партий. Однако упомянутый федеральный закон лишь маленькая часть сборника нормативно-правовых актов, регулирующих статус политических партий [6, с. 268].
Политические партии как социально-политическое явление изучаются с различных направлений: политологией, философией, социологией,
Поскольку политические партии существуют в обществе, которое организовано публично влиятельным образом и влияет на его развитие, их статус и деятельность неизбежно становятся предметом правового регулирования. Его основа в большинстве случаев уже заложена в конституции страны.
Тот факт, что политические партии имеют конституционно-правовой статус, обусловлен ролью политических партий в формировании политической системы в целом и формировании государственного аппарата в частности. Если брать дословный перевод слова партия, то мы узнаём, что в латыни оно звучит как «часть», т.е. партия это и есть частичка власти, которой она подчиняется, но в тот же момент и участвует в создании.
Как итог мы получаем некую форма замкнутого круга, проще говоря, партии создаются из народа для представления интереса граждан, но и создает правила поведения и соблюдения для безопасного сосуществования людей и народностей.
Зная, что политические партии создают и подчиняются законам конституционно-правового характера, партиям дается право многообразия идей и понятий, но есть золотое правило, которое не должны нарушать ни одна партия, как и сами члены партии — запрещено сеять национальную вражду между народами внутри страны т.к. Россия многонациональная страна, запрещено сеять религиозную вражду, т к в России исповедуются несколько религий, ну и запрещено призывать к насилию и жестокости.
Политические партии, созданные из народа, в первую очередь, соблюдая все свои конституционно правовые аспекты, должны работать во благо простого народа и защищать их интересы.
Конституционно-правовой статус политических партий представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, касающихся прав и обязанностей политических партий, а также гарантий их деятельности, как правовой, так и материально-технической.
В Российской Федерации конституционно-правовой статус политических партий закреплен в Конституции 1993 г., Федеральном законе от 11.07.2001 г. №
Регулирование деятельности партий поднялось на конституционный уровень лишь в XX в [6, с. 236].
Под политической партией в нашей стране понимается общественное объединение, созданное для участия в социальной политике граждан Российской Федерации путем формирования и выражения своей политической воли, участия в общественных и политических акциях, участия в выборах и референдумах, а также представления интересов граждан в учреждениях правительство и местного самоуправления. Членство в политической партии является добровольным и личным делом каждого [5, с. 147].
Закон устанавливает требования, которым должна соответствовать политическая партия:
1) наличие региональных отделений как минимум в половине составных единиц Российской Федерации, в то время как в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
2) минимальное количество членов партии — пятьсот человек, являющихся гражданами Российской Федерации, которым исполнилось 18 лет. Иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными, не имеют права быть членами политической партии [2, с. 254].
В первоначальной редакции закона минимальное количество членов партии составляло десять тысяч человек. Впоследствии этот показатель неоднократно менялся как в направлении подъема, так и падения.
Тут сделаем небольшое отступление и уточним интересный факт. До 2006 года минимальное требование по численности партии было 45 тысяч. Дальше законодательная власть решила, что численность для прохода в Думу должна быть не менее 50 тысяч. Приход к власти Д.А.Медведева в 2009 году, положительно повлиял на партии, т. к. численность послабили обратно до 45 тысяч, ну а как итог в 2012 году лояльно стали принимать партии с заявленной с численностью 40 тысяч [3, с. 267].
Правовое регулирование членства в политических партиях в законодательстве зарубежных стран соответственно более существенно различается, что обусловлено как задачами, которые стоят перед политической системой конкретного государства, так и численностью населения последнего.
Так, например, в Кабо-Верде минимальная численность членов партии составляет 500 членов, в Анголе и Эфиопии — 1500 чел., в Мексике — 65 000 чел., но сравнивая масштабы и численность населения, вывод, что всё соответствует.
3) Правительство и любые представительские точки политической партии, как её региональные отделения и иные структуры подразделений должны находиться на территории Российской Федерации, попадая под Конституцию страны [3, м. 275].
Существование политической многопартийной системы является предпосылкой для формирования и функционирования демократии как общепризнанной ценности. Поэтому основа законодательного регулирования деятельности политических партий должна содержаться в актах высшей юридической силы, что обеспечивает сохранение и функционирование политических партий в качестве необходимых элементов демократии права слова у граждан страны.
Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что политические партии могут как создаваться, так и проходить реструктуризацию, но интересы своего народа, который доверился и выбрал в качестве представителя, они обязаны защищать и внедрять справедливые законы.
Список использованной литературы