Евразийский
научный
журнал

Конституционный принцип равноправия граждан в нормативно-правовых актах Российской Федерации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Егоров Никита Игоревич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 5516
Показать PDF версию Конституционный принцип равноправия граждан в нормативно-правовых актах Российской Федерации
В статье дается анализ конституционного принципа равноправия граждан Российской Федерации с точки зрения регламентации данной нормы в действующем законодательстве РФ. Основное внимание уделено  анализу правовых актов, закрепляющих фактическое неравноправие граждан перед законом, и, соответственно, противоречащих конституционному принципу равенства всех перед законом.

Аннотация

В статье дается анализ конституционного принципа равноправия граждан Российской Федерации с точки зрения регламентации данной нормы в действующем законодательстве РФ. Основное внимание уделено анализу правовых актов, закрепляющих фактическое неравноправие граждан перед законом, и, соответственно, противоречащих конституционному принципу равенства всех перед законом.

Равноправие граждан – признак, характерный для любого демократически развитого государства, объективно характеризующий его как государство, преодолевшее привилегированные феодальные отношения.

В статье 6 Конституции Российской Федерации говорится, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»[1].

Согласно положениям ст. 19 Конституции Российской Федерации, «все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» [1].

В ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» регламентированы принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, где говорится, что эти «принципы и правила не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» [6].

Делается особый акцент на то, что гражданство Российской Федерации едино и равно независимо от способов и оснований его приобретения. Гражданское законодательство определяет принцип равноправия граждан как основной принцип правового регулирования гражданских правоотношений.

Так, в ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, раскрыты основные начала гражданского законодательства и говорится, что «гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений» [2].

В Гражданском процессуальном кодексе РФ содержится ст. 6, в которой говорится, что «правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т.д» [5].

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях также есть статьи, закрепляющие принцип равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения (ч. 1 ст. 1.4)[4].

В ст. 4 Уголовного кодекса Российской Федерации говорится, что «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» [3].

Также, в ст. 282 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации» [3].

Однако сформулированные выше положения основополагающие законодательные установления «не отменяют существующих де-факто и закрепленных де-юре различий в правовом статусе граждан Российской Федерации, обусловленных их различным социальным статусом, должностным положением»[8].

Помимо этого, данные фактические отличия также закреплены правовыми установлениями, которые в силу статуса и полномочий принявшего их органа толкуют их таким образом, что эти нормы приобретают полностью другое содержание и правовой смысл.

Так, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 3 октября 2002 года № 233-О говорится: «Таким образом, равноправие граждан РФ, их равенство перед законом не являются абсолютными категориями, их возможно рассматривать лишь как равенство различных индивидов, относящихся к одной социальной категории граждан в силу характера и рода своих занятий, служебной деятельности» [7].

Итак, конституционный принцип равноправия граждан, согласно положениям Конституции РФ, является категорией абсолютной. Соответственно, отклонения от данного принципа должны устанавливаться лишь в самой Конституции РФ. Толкование отдельных положений Конституции, в частности, основных конституционных принципов, не может придавать этим положениям содержании, противоречащее в них заложенному. На практике же, как нам кажется, конституционный принцип равноправия не находит своего применения в действующем законодательстве.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек.1993 г.; в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21июля 2014 г. №11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31, ст. 4398

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 октября 1994 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 3 декабря 1994 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ; в ред. Федер. закона от 13 июля 2015г. № 268-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32, ст. 3301; 2014. - № 43, ст. 5799.

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ ; в ред. Федер. закона от 13 июля 2015г. № 267-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996 г. - № 25. - ст. 295.

  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 декабря 2001 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2001 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ; в ред. Федер. закона от 13 июля 2015г. № 265-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002 г. - № 1 (часть I). - ст. 1.

  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 23 октября 2002 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 30 октября 2002 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ; в ред. Федер. закона от 13 июля 2015г. № 264-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 46, ст. 4532.

  6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 апреля 2002 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 мая 2002 г.; в ред. Федер. закона от 31 декабря 2014г. № 507-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 22. - ст. 203.

  7. Определение Конституционного Суда РФ от 3 октября 2002 г. № 233-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 25 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 14 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и статьи 20.1 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2003 г. - № 3.

  8. Примов Н.Н. Конституционный принцип равноправия граждан и проблемы сословной демократии в Российской Федерации // Власть. – 2011. - № 7. – С. 113-118.