Калинина Т.В. учитель-логопед
МБДОУ ЦРР ДС «Сказка».
Россия, Хакасия, г.Черногорск
Цели:
- Автоматизация звуков «с», «с'» - изолированных, в слогах, словах, предложениях. Подбор родственных слов к слову «снег», «снегопад», «снегоход» - образование слова из двух; закрепление знаний зимних месяцев; звуковой анализ слов.
- Развитие фонематического восприятия и слухо-речевой памяти, просодического компонента речи; развитие мелкой моторики и совершенствование в общей; развитие диалогической речи.
- Продолжать воспитывать умения работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.
Оборудование: картина Т.А.Тумаковой «Саша и снеговик», звуковые символы, снежинки из бумаги с наклеенными на них предметными картинками птиц, поролоновая губка, нитки, карандаши цветные, бросовый материал
- Организационный момент.
- Логопед:
- -Ребята, какое сейчас время года? /зима/.
- -Сколько всего зимних месяцев? /три/.
- -Назовите их?/декабрь, январь, февраль/.
- -Какой сейчас месяц?/февраль/.
- -А какой сегодня день? /последний день зимы/.
- -Давайте, проводим его и вспомним, чем мы занимались зимой.
- Психогимнастика
- Логопед:
- «На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте, изобразим, как мы лепим снеговика /имитация движений/. Поработали, отогрелись, расслабились».
- Сообщение темы занятия
- Логопед: «Послушайте, пожалуйста, загадки, если вы их отгадаете, то узнаете, какие звуки мы сегодня будем повторять».
- Непоседа птица эта,
- Одного с березой цвета:
- Верещунья, белобока,
- А зовут ее … . /Сорока/
- Характеристика звука по артикуляционным признакам
- Логопед:
- - Какой первый звук в этом слове? /«с»/
- - В каком положении губы? /улыбка/.
- - Где находится язычок? /язык широкий, за нижними зубами/.
- Характеристика звука по акустическим признакам
- Логопед:
- «Звук «с», какой он, гласный или согласный? Твердый или мягкий? Глухой или звонкий? Каким символом обозначаем твердый звук?».
- Какие желтогрудые птицы зимовали вместе с нами? /Синицы/.
- Упражнение на дыхание с использованием образного сравнения звуков
- Логопед:
- «Ребята, представьте, что подул сильный ветер, обжигающий лицо? /выдыхают твердый звук «с» /».
- - А теперь слабый ветерок, ласковый? /выдыхают мягкий звук «с'» - повторят два-три раза.
- Произношение звуков «с», «с'» в слогах
- Игра «Эхо»
- Логопед:
- «Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» мне слоги» /используется мяч/.
- «с», «а» - «са»;
- «с», «и» - «си»;
- «с», «у» - «су»;
- «с», «о» - «со».
- Произношение звуков «с», «с'» в словах
- /Выставляется на мольберт картина Т.А.Тумаковой «Саша и снеговик»/.
- Логопед: «Какое время года изображено на картине?»
- - Посмотрите, кто изображен на картине?
- - Давайте придумаем имя мальчику, со звуком «с» в начале слова?
- - А теперь со звуком «с'».
- - Назовите птиц, изображенных на картине, в названиях которых слышится звук «с» или «с'»?
- Подбор родственных слов. Словообразования
- Логопед:
- «Почему вы думаете, что на картине изображена зима?
- -Что лежит на земле? /снег/.
- -Произнесите все вместе это слово?
- -Назовите похожие слова? /снежок, снегири, снежинки и т.д./
- Логопед: «А сейчас я скажу вам два слова, а вы составите одно /снег падает и т.д./
- Динамическая пауза «Снежный ком».
/Т.А. Ткаченко/ /имитация движений в соответствии с текстом, с проговариванием детей/.
- Звуковой анализ слов
- Логопед:
- «Посмотрите, зима, прощаясь с нами, подарила нам, последние снежинки
- / сделаны из бумаги, с картинками птиц/.
- «Зима» просит нас, чтоб мы выполнили последнее задание и тогда она уступит место весне.
- Вы хотите встречать весну? Давайте разделимся на две команды:
- - команда мальчиков выбирает «снежинку», в названии которой есть звук «с», -
- команда девочек выбирает «снежинку», в названии которой есть «с'». /дети выкладывают звуковые символы на слова «сорока», «синица».
- Развитие мелкой моторики
- Логопед:
- «Зима прощается с нами на целый год, а чтоб она без нас не скучала, давайте сделаем ей подарки
- /из большой поролоновой губки и ниток делается игрушка снеговика, с помощью карандашей дорисовываются глаза, нос, рот, остальное в зависимости, от творческих возможностей детей».
- Рефлексия