Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Татиевский Вячеслав Иванович
В последнее время мы наблюдаем довольно устойчивое отставание общего среднего образования в области физической культуры от других направлений в образовании. Это четко проявляется в том, что подрастающее поколение в своем большинстве, довольно успешно овладевает гуманитарными и научными знаниями, информационными технологиями, но в физическом компоненте, не готово к трудовой и воинской деятельности, психологически не способно противостоять стрессовым воздействиям социума в различных областях жизненного пути.
В современном обществе растет тревога за дальнейшую судьбу детей, подростков и молодежи, что вытекает из следующих основных характеристик:
- в довольно быстром снижении образовательного и культурного уровня воспитания подрастающего поколения;
- дальнейшей деградации нравственности поколения в целом, выраженной, в частности,
в криминализации сознания и поведения;
- резкий взлет алкоголизма и наркомании, почти во всех слоях современного общества, переход этого явления в разряд неуправляемых и, как следствие, разрушение генофонда страны;
- разрыв преемственности между поколениями по идеологическим и нравственным характеристикам.
В данной ситуации приоритетным направлением политики государства в области физической культуры и спорта, является скорейшее восстановление системы воспитания, как наиболее действенного государственного общественного института.
Мы все понимаем, что в организации процесса обучения учащихся в школе, как правило, задействован полностью весь педагогический коллектив, который в полной мере несёт ответственность за обучение, развитие и воспитание школьников по всем учебным дисциплинам. Но, как показывает практика, в цепи обучения и воспитания по разным причинам выпадает то, или иное звено, что негативно сказывается на результатах обучения школьников. Поэтому задачей современного учителя физической культуры, стало оптимальное взаимодействие участников учебного процесса: коллег учителей, классных руководителей, психологов, медицинских работников, родителей, социальных партнеров, в организации учебно-тренировочных занятий с учащимися, направленное на оптимизацию воспитания у школьников высоких нравственных качеств, высоких результатов по предмету.
Суть комплексного подхода в организации учебно-тренировочных занятий в старшем звене, состоит в том, что развитию гармонично развитой личности учащихся в полной мере способствуют, как непосредственно сами уроки, тематические классные часы, различные мероприятия, где формируются первые взгляды на жизнь, на свое место в обществе, учебно-тренировочные занятия в секциях баскетбола, волейбола, полиатлона, а также занятия в военно-патриотическом клубе, подготовка к олимпиаде по физической культуре и при этом тесная взаимосвязь с теми, кто задействован в учебном процессе.
Всё это вместе взятое, должно быть направлено на то, чтобы ученики могли сначала с учителем, родителями, а потом самостоятельно начинать определять свое место в обществе, свою будущую профессию, физический потенциал, свои возможности и способности в достижении поставленной цели, направлять силы на удовлетворение собственных познавательных интересов и потребностей.
Только при правильной организации обучения с учётом имеющихся данных об индивидуальных особенностях развития школьников, социальном паспорте семьи, удается сочетать внутреннюю мотивацию ученика, цели, которые поставил учитель, и задачи общего образования школьников.
Для достижения результатов должны быть выдвинуты следующие задачи:
-проведение диагностического исследования особенностей физического развития и физической подготовленности учащихся;
-разработать систему тренировочных занятий с учащимися с учётом индивидуального подхода к обучению;
-апробировать новые технологии в организации учебно-тренировочных занятий по физической подготовке;
-сформировать у школьников положительную мотивацию к достижению высоких результатов по физической подготовке, навык самообразования и самоподготовки, к хорошей физической форме, здоровому образу жизни, устойчивости к стрессам.
Качественно новый уровень теоретической и физической подготовленности школьников, подготовки их к службе в Вооружённых силах РФ, возможен при условии создания целостной системы в технологии организации учебно-тренировочных занятий по физической подготовке, в рамках современных требований к образованию и тесного взаимодействия учителей и учащихся в процессе обучения, сотрудничества с коллегами при подготовке школьников к соревнованиям и мероприятиям военно-патриотической направленности.
Базовой основой при планировании работы, стали инструктивные письма Министерства образования и науки, регламентирующие деятельность образовательных учреждений по организации физического обучения и воспитания школьников, а основными нормативными документами федерального уровня: Федеральный закон РФ N 273 «Об образовании в Российской Федерации», проект Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которых указывается, что «реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки», говорится «о необходимости уделить внимание качественной организации внеурочных спортивных мероприятий».
Реализовывать данное направление нужно в тесном взаимодействии с социальными партнерами:
-педагогами и тренерами спортивных комплексов муниципалитета (участие школьников в междугородных соревнованиях, экскурсии, направленные на знакомство с профессией тренера);
-коллегами учителями, задействованными в грамотном, обоснованном отборе участников различных соревнований, спортивно-массовых мероприятий военно-патриотической направленности, последующей работе с выбранным составом учащихся;
- командирами воинских частей, подразделений, проводящих дни открытых дверей части, совместные показательные мероприятия, встречи, для вовлечения учащихся в совместную работу с личным составом части, с целью пропаганды службы в рядах ВС РФ и поступления в вузы МО РФ;
- специалистами МЧС, проводящими работу по вовлечению учащихся в работу профориентационной направленности, с дальнейшим выявлением ребят, желающим поступить в вузы МЧС;
-работниками полиции, помогающими в определении учащихся, для дальнейшего поступления в учебные заведения МВД;
-медицинским работником, участвующим в отслеживании учащихся отнесенных к той или иной медицинской группе;
-классными руководителями в проведении классных часов на военно-патриотическую тематику;
-родителями обучающихся, принимающими участие в соревнованиях вместе со своими детьми, а также в помощи осознанного выбора будущей профессии своего ребенка;
-учителями города, участвовавшими в обсуждении подготовки и реализации педагогического проекта на заседаниях городского методического объединения учителей физического воспитания, где осуществлялось сотрудничество, позволяющее обмениваться опытом работы, накапливать дополнительный материал к работе.
Таким образом, комплексный подход в организации учебно-тренировочных занятий в старших классах имеет свои плюсы:
-высокий процент качества знаний и умений учащихся по предмету «физическая культура»;
-высокие результаты учащихся в спортивных, военно-патриотических соревнованиях, олимпиадах, на муниципальном и региональном уровне;
- участие в городских, окружных, всероссийских конкурсах по предмету (спортивные соревнования, ВСИ «Зарница», «Орленок»);
-повышенный и высокий уровень физической активности обучающихся;
-формирование здорового и безопасного образа жизни;
-высокая готовность учащихся к службе в Вооружённых силах РФ, адаптация к экстремальным ситуациям;
-качественно новый уровень теоретической и физической подготовки школьников, готовность к продолжению обучения в вузах страны.
Отсюда следует, что разработанная система комплексного подхода в организации учебно-тренировочных занятий по физической культуре направлена на достижение высоких результатов в спортивных, военно-патриотических соревнованиях, олимпиадах по физической культуре и в целом, способствует развитию конкурентоспособной личности выпускника.
В перспективе, разработанная и опытным путем апробированная система комплексного подхода в организации учебно-тренировочных занятий по физической культуре может стать отправной точкой решения актуальных задач физического воспитания школьников, формирования умений и навыков самостоятельного определения здоровых приоритетов в будущем. Учебно-методические материалы и полученные результаты работы могут служить основой для новых методических решений в формировании и развитии присущих школьникам физических качеств и способностей. Дальнейшее развитие комплексного подхода видится в расширении контингента участников, в ещё более тесном взаимодействии с участниками учебного процесса, в развитии процесса физического воспитания, в большей ориентации на конкретного ученика.