Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Саламов Висхан Нашахоевич
студент 4-го курса
направления юриспруденция
юридического факультета
ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет
E-mail: m.istamulova@mail.ru
С принятием ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 №
С принятием закона у работников и работодателей появилась возможность разрешения трудовых споров посредством процедуры медиации, имеющей определенные преимущества в применении в сравнении с иными способами разрешения трудовых споров, предусмотренных российским законодательством.
Медиация — от лат. mediare и англ. mediation — посредничество. [2]
Как отмечал Яковлев В.Ф.: «Медиация — это один из видов посредничества, она представляет собой деятельность специалиста по урегулированию спора в рамках переговоров спорящих сторон в целях заключения между ними мирового соглашения». [3] В приведенном определении отмечены все признаки, характерные для медиации как самостоятельной процедуры разрешения юридических споров, в том числе трудового характера.
Процедура медиации предоставляет сторонам трудового конфликта более гибкие и выгодные условия разрешения возникшего спора:
1. Сроки — в процедуре медиации нет четко установленных рамок, в течение которых от сторон требуется достижения соглашения по спору. Стороны с участием медиатора самостоятельно устанавливают графики встреч и собраний, временные этапы выполнения условий соглашений и т.д., при этом все сроки при взаимном согласии могут изменяться или дополняться, что позволяет максимально учитывать интересы всех сторон спора (ст. 13 Закона о медиации);
2. Затраты — оплата деятельности по проведению процедуры медиации производится сторонами в равных долях, если соглашением не установлено иное. В отличие от судебной процедуры разрешения трудового спора, от сторон не требуется уплаты государственной пошлины, затраты не возлагаются на проигравшую сторону. (ст. 10 Закона о медиации).
Требования к медиатору дифференцируются по статусу. Непрофессиональным медиатором можно стать по достижении возраста 18 лет, имея полную дееспособность, при отсутствии судимости и интереса к делу и при этом не являясь государственным или муниципальным служащим.
Профессиональный медиатор должен достигнуть возраста 25 лет, иметь высшее образование, пройти курсы профессиональной подготовки медиаторов и получить соответствующее свидетельство профессионального медиатора.
Примирение сторон после передачи спора на рассмотрение в суд могут осуществлять только медиаторы, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе и имеющие соответствующий статус (ст. 15 ФЗ);
3. Итоги — главное преимущество процедуры медиации заключается в том, что при ее применении нет проигравшей стороны, то есть учитываются интересы всех сторон спора, что позволяет достичь взаимоприемлемого соглашения в споре (ст. 12 Закона о медиации).
Необходимо отметить, что для медиации характерен добровольный характера, то есть решение о применении процедуры медиации должно быть согласовано как с работодателем, так и работником. Данное условие является обязательным и необходимым, так как в противном случае эффективность процедуры медиации будет сводится практически к нулю, поскольку в медиации имеет значение не только профессионализм медиатора как посредника, но и готовность конфликтующих сторон идти на взаимные уступки в целях достижения взаимовыгодного соглашения.
В соответствии со ст. 12 Закона о медиации медиативное соглашение оформляется в письменной форме и представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон.
Медиативное соглашение является итоговым актом и завершает процедуру медиации, заключается в письменной форме и содержит согласованные сторонами обязательства, подлежит исполнению на принципах добровольности и добросовестности сторон (ст. 12 ФЗ). Медиативное соглашение, достигнутое сторонами после передачи спора на рассмотрение в суд, может быть положено в основу мирового соглашения, утверждение которого влечет прекращение производства по делу (абз. 5 ст. 220 ГПК РФ; ч. 2 ст. 150 АПК РФ).
Подводя итог, необходимо отметить, что с целью стимуляции и мотивации сторон к использованию примирительной процедуры (медиации) после передачи спора на рассмотрение в суд решить на законодательном уровне вопрос об освобождении сторон от судебных расходов в связи с обращением и проведением процедуры медиации.
Список литературы