Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

К вопросу об основных этапах развития института свидетельских показаний в гражданском процессе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Россол Кристина Васильевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 2247
Показать PDF версию К вопросу об основных этапах развития института свидетельских показаний в гражданском процессе

Россол Кристина Васильевна
студентка КубГАУ ЮФ-1401
E-mail: vasilievnakristina@yandex.ru

Для правильного представления роли свидетеля и его свидетельских показаний в гражданском процессе представляется правильным обратиться к историческим аспектам анализируемого института, проследить его   эволюцию в российском процессуальном праве и законодательстве.   

          Исторически сложилось, что показания свидетеля наряду с собственным признанием, внешними признаками нарушения прав, присягой и «судами божьими» относились к числу «средств узнавания истины», которые применялись при разрешении возникающих конфликтов на самых ранних этапах развития российского гражданского судопроизводства.  В   дошедших до настоящего времени первых источниках права говорилось о «видоках», «послухах», «людях», «свидетелях». Отсюда можно предположить, что принципиального различия между упоминавшимися в правовых источниках видами свидетелей не существовало в том смысле, что все они являлись лицами, посторонними по отношению к тяжущимся сторонам  и их показания принимались как доказательства. В период XV- XVII в.в. по    система доказательств значительно усложнилась,  в качестве доказательств использовались собственное признание, показания свидетелей (, присяга, суды божьи. Появляются и новые виды доказательств повальный обыск и показания общей правды, сходные со свидетельскими показаниями.  

        Разновидностью свидетельских показаний можно считать показания общей правды. Под показаниями общей правды понималось показание свидетелей, приводимых по договоренности обеими сторонами, в отношении которых тяжущиеся соглашались в том, что дело будет решено по их свидетельствам. Многие, из содержащихся в законодательстве XVII - XVIII в. в положений, нашли свое отражение в Сводах законов Российской империи.    

         Дальнейшее развитие института  свидетельских показаний получило   в Уставе гражданского судопроизводства 1864 г., в котором были сформулированы более подробные правила, определяющие порядок вызова и допроса свидетелей, а также допустимости свидетельских показаний.

         В отличие от УГС 1864 г., ГПК РСФСР 1923 года не устанавливал критериев способности лица к свидетельству, не определял безусловных оснований к отводу свидетелей, значительно ограничил случаи возможного отказа от дачи свидетельских показаний,   ввел норму, предупреждающую  об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

        Позднее положение закона, допускающее возможность отвода свидетелей подвергалось критике как несоответствующее принципам процесса. Не допускались к свидетельству лица, имеющие физические и психические недостатки, а вследствие этого неспособные правильно воспринимать факты и давать о них правдивые показания   

       Сложившиеся в теории и судебной практике тенденции в подходе к регулированию отношений, связанных с допуском к свидетельству, нашли свое отражение в ГПК РСФСР 1964 г. Законом определялось, что свидетелем является любое лицо, которому могут быть известны какие - либо обстоятельства, относящиеся к делу.

        По сравнению с предшествующим процессуальным законом, Кодекс имел несколько существенных отличий: 1) не предусматривалась возможность отвода свидетелей по заявлению сторон и других лиц, участвующих в деле,  2) наличие у свидетеля заинтересованности в исходе дела или особых отношений со сторонами не признавалось обстоятельством, влекущим отстранение от свидетельства,3) устанавливались определенные ограничения в отношении допроса граждан в качестве свидетелей.

       Гражданский процессуальный кодекс РФ 2002 г содержит целый ряд нововведений, касающихся судебных доказательств. В закон внесено положение о юридической силе доказательств.  

          Значимым событием явилось включение в ГПК РФ положений о праве свидетелей в предусмотренных законом случаях отказаться от дачи свидетельских показаний. В Кодексе определен более широкий круг лиц, которые в силу своего должностного положения не подлежат допросу в качестве свидетелей относительно определенных обстоятельств.

          Новым для гражданского процессуального законодательства является положение о том, что не признаются доказательствами сведения, сообщенные свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 69) ГПК РФ.

          Таким образом,  свидетельские показания на протяжении всей истории развития гражданского судопроизводства играли существенную роль в качестве средств установления обстоятельств дела, хотя с распространением письменной формы совершения сделок и оформления иных юридически значимых действий они постепенно утратили свое доминирующее значение в судебном доказывании, оставаясь, тем не менее, одним из наиболее распространенных средств обоснования сторонами своих правовых требований и возражений.

        Определение понятие свидетеля, содержащееся в ГПК РФ 2002 г. по своему содержанию практически не отличается  от ранее действующего. Однако есть основания полагать, что современный Гражданский процессуальный кодекс РФ представляет собой этапное явление в развитии отечественного учения о свидетелях.