Евразийский
научный
журнал

К вопросу об избирательном праве иностранных граждан в РФ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Евлоева Мадина Мусаевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2020»  (май, 2020)
Количество просмотров статьи: 399
Показать PDF версию К вопросу об избирательном праве иностранных граждан в РФ

Евлоева Мадина Мусаевна
Магистрант направления подготовки 40.04.01 "Юриспруденция"
ФГБОУ ВО " Ингушский государственный университет"

Научный руководитель: Гандарова Л.Б.
к.ю.н доцент. Кафедра теории и истории государства и права
Россия. г. Магас

Аннотация: В статье раскрываются особенности предоставления активного и пассивного избирательного права иностранным гражданам для участия в муниципальных выборах в зарубежных странах и Российской Федерации. Приводится анализ норм международно-правовых актов, федеральных законов, международных договоров РФ с конкретными странами СНГ, которые устанавливают право иностранных граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Ключевые слова: иностранный гражданин; право избирать и быть избранным; муниципальные выборы; международные договоры РФ.

Избирательное право, являясь политическим правом, вытекает из наличия у лица гражданства, которое, определяет правовую связь между данным лицом и определенным государством.

Необходимость предоставления иностранным гражданам избирательных прав обуславливается основным правом каждого человека на участие в принятии решений, непосредственно его касающихся, а также императивом повсеместного искоренения дискриминации и неравноправия по каким бы то ни было основаниям. Иммигранты нередко лишены ключевой возможности влиять на принимаемые в стране (регионе, городе) политические решения, так как не имеют основных политических прав.

Содержание многих современных источников международного права отражает тенденцию все более широкого участия иностранцев в определенных избирательных кампаниях.[1]

В Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1459"Об устранении ограничений на право голоса" отмечено, что все резиденты обязаны платить местные налоги, а решения местных органов власти напрямую влияют на их жизнь[2]. Поэтому право голосовать и участвовать в качестве кандидатов в местных выборах должно быть предоставлено всем резидентам, независимо от их гражданства или национальности.

5 февраля 1992 г. в Страсбурге была принята выработанная Советом Европы Европейская конвенция "Об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне«[3]. Основная идея Конвенции заключается в том, что иностранцы законно находящиеся на территории того или иного европейского государства наделяются теми же правами и обязанностями что и граждане этих государств. Российская Федерация данный документ пока не подписала. Однако, несмотря на это некоторые положения указанного акта нашли свое отражение в национальном законодательстве Российской Федерации.

Возможность участия иностранцев в осуществлении местного самоуправления в РФ закреплена в ряде федеральных законов. Так, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяет, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами.[5] Далее эти нормы дублирует Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав«[6], п.10 ст.4 устанавливает, что иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, имеют право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, быть избранными депутатами указанных органов и выборными должностными лицами местного самоуправления, а также участвовать в иных избирательных действиях на тех же условиях, что и граждане РФ.

В Законе о правовом положении иностранных граждан устанавливаются такие правовые категории как «постоянное проживание» и «временное проживание» на территории Российской Федерации. Разница между этими правовыми категориями весьма существенна, поскольку от их наличия или отсутствия зависит реализация иностранным гражданином своих политических прав, в частности и избирательного права.

Необходимо отметить, что на других иностранцев распространяется полное ограничение прав на местное самоуправление.

Кроме того, между Российской Федерацией и иностранным государством, в правовой связи с которым находится человек, должен быть заключен двухсторонний международный договор. Это является обязательным и существенным условием для осуществления иностранным гражданином права на местное самоуправление.

В п. 3 ст. 17 Федерального закона 2002 г. № 67-ФЗ уточняется, что в списки избирателей, а также участников местного референдума включаются те иностранные граждане, которые достигли на день голосования возраста 18 лет. В выборах не могут участвовать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В настоящее время, международные договоры, которые позволяют иностранным гражданам, осуществлять право на местное самоуправление, были заключены с Арменией,[7] Киргизией[8], Туркменистаном[9], Республикой Беларусь[10].

Исходя из вышесказанного, граждане всех остальных иностранных государств лишены возможности участвовать в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации.

Помимо наличия действующего международного договора, в субъекте Российской Федерации должен быть принят закон, указывающий на избирательные права таких граждан. Следует отметить, что формулировки об участии иностранных граждан в выборах представительные органы местного самоуправления встречаются в большинстве законах субъектов Российской Федерации о выборах в представительный орган местного самоуправления.[11]

Таким образом, для легитимного участия иностранного гражданина в муниципальных выборах необходимо достижение следующих условий:

1) нахождение в РФ на законных основаниях (наличие действительного вида на жительство и регистрации по месту жительства);

2) постоянное проживание на территории муниципального образования;

3) наличие международного договора, подписанного и ратифицированного РФ;

4) закрепление соответствующей нормы в законах субъекта..

Литература:

1. Вискулова В.В. «К вопросу о наделении иностранных граждан избирательными правами»// "Конституционное и муниципальное право«.-2005.- NN 8, 9.- № 8 С. 23 — 29.

2. Резолюция № 1459 (2005) Парламентской Ассамблеи Совета Европы об устранении ограничений на право голоса (принята в г. Страсбурге 24.06.2005 на 24-ом заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы).//СПС Консультант Плюс.

3. Конвенция об участии иностранцев в публичной жизни на местном уровне 1992 года // СПС Консультант Плюс.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.05.2019 N 104-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

5. Федеральный закон Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 27.02.2019 № 503- ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032

7. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 г. «О правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации». Ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 15 июня 2000 г. // СПС Консультант Плюс.

8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан от 13 октября 1995 г. «О правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Кыргызской Республикой ,и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Кыргызской Республики». Ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. // СПС Консультант Плюс.

9. Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном от 18 мая 1995 г. «О правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана и граждан Туркменистана постоянно проживающих на территории Российской Федерации». Ратифицирован Федеральным законом от 25 ноября 1996 г. № 136-ФЗ // СПС Консультант Плюс.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 10.06.1997 № 89-ФЗ «О ратификации Договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза Беларуси и России» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 24. Ст. 2732

11. Чихладзе Л.Т. Права иностранных граждан на осуществление местного самоуправления в Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):198-202.