Евразийский
научный
журнал

Инвестиционный климат республики Узбекистан

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ахмедов Отабек Бегижанович
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 2809
Показать PDF версию Инвестиционный климат республики Узбекистан

О.Б.Ахмедов
Старший преподаватель,
Ташкентский Государственный
Технический Университет,
Г,Ташкент,Узбекистан
E-mail: diplom901@yandex.ru

O.Akhmedov
Senior Lecturer,
Tashkent State
Technical University,
Tashkent city. Uzbekistan

Investment climate of the republic of Uzbekistan

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы инвестиционной политики в Республике Узбекистан Цель.инвестиционной политики в Узбекистане является реализация стратегического плана экономического и социального развития страны Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем экономики страны и повышения эффективности общественного производства.

Summary. This article discusses issues of investment policy in the Republic of Uzbekistan. Goal. investment policy in Uzbekistan is the implementation of a strategic plan for economic and social development of the country. But in any case, the ultimate goal of the investment policy is the revival of investment activity aimed at lifting the country's economy and improve the efficiency of social production.

Keywords. investment policy, investment, foreign investment, quality standards. 

Развитие общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов базируется на расширенном воспроизводстве материальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества и соответственно дохода. Одним из основных средств обеспечения этого роста является инвестиционная деятельность, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций. Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста.

Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи, принципы и механизм их реализации. Цель инвестиционной политики – реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем экономики страны и повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним могут относиться:

  • обеспечение структурной перестройки экономики;

  • стимулирование предпринимательства и частных инвестиций;

  • создание дополнительных рабочих мест;

  • привлечение инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

  • совершенствование системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;

  • выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;

  • обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;

  • поддержка развития малого и среднего бизнеса.

 С обретением независимости в 1991 году Узбекистан осуществляет свою собственную независимую внутреннюю и внешнюю политику, исходя из традиций и исторического прошлого узбекского народа, географического расположения и накопленного экономического потенциала.

Предметом особого и постоянного внимания правительства Республики Узбекистан является совершенствование инвестиционного климата и создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, активного участия иностранных инвесторов в процессе приватизации и денационализации, в производстве конкурентоспособной на международных рынках продукции.

Действенным инструментом структурных преобразований приоритетных отраслей экономики республики выступает государственная политика по привлечению иностранных инвестиций. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику РУз является одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить производственную структуру экономики, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов 10 апреля 2012 года подписал Указ «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций». В указе подчёркивается, что «продолжающийся мировой финансово-экономический кризис, ужесточение конкуренции на мировых и региональных инвестиционных рынках требуют принятия дополнительных мер по созданию более благоприятного инвестиционного климата в стране, стимулированию привлечения иностранных инвестиций для реализации проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению производств, а также ликвидации имеющих место бюрократических барьеров и препонов в работе с иностранными инвесторами, недопущению незаконного вмешательства со стороны государственных и контролирующих органов в деятельность предприятий с иностранными инвестициями».

Так 20 января 2014 года Президент страны Ислам Каримов подписал Закон Республики Узбекистан. Этим Законом внесены изменения и дополнения в законы Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», «О таможенном тарифе» и в Налоговой кодекс. Они коснулись деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Упрощены процедуры государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями, а также оформления необходимых разрешительных документов. На уровне закона установлено, что они будут осуществляться по принципу в “одно окно”.

Ранее порядок создания и государственной регистрации указанных предприятий определялся Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Также расширены обязательства государства по иностранным инвестициям. В частности, министерствам, государственным комитетам, ведомствам, органам государственной власти на местах, правоохранительным и контролирующими органам, банкам запрещается устанавливать дополнительные требования и ограничения, связанные с деятельностью иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.

Экономика Узбекистана сегодня стала неотъемлемой частью мировой экономической системы. Страна из года в год наращивает свой экспортный потенциал, при этом последовательно меняя структуру поставок на внешние рынки с сырьевой направленности на высокотехнологичную готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Логическим продолжением осуществляемого в стране процесса модернизации, технического и технологического обновления производства является Постановление Президента страны «О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011–2015 годах» от 15 декабря 2010 года, направленное на устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие отечественной индустрии.

Важным направлением является также системное внедрение международных стандартов качества и технических регламентов при производстве промышленной продукции, обеспечивающих ее конкурентоспособность на внешних рынках. Примечательно, что оборудование, материалы и комплектующие изделия, не производимые в стране и завозимые в рамках реализации проектов, освобождены от таможенных платежей (кроме таможенных сборов) до 1 января 2016 года. В целом постановление «предусматривает реализацию свыше 500 крупных инвестиционных проектов в промышленности общей стоимостью около 50 миллиардов долларов».

Самого серьезного внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций, направляемых на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразованиям в экономике страны. В этих целях в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 миллиарда долларов США, или с ростом против 2014 года на 9,5 процента. При этом более 3,3 миллиарда долларов, или свыше 21 процента всех инвестиций – это иностранные инвестиции, из которых 73 процента составляют прямые иностранные инвестиции.
67,1 процента всех инвестиций направлены на производственное строительство. Это позволило в 2015 году завершить строительство и обеспечить ввод 158 крупных производственных объектов общей стоимостью 7,4 миллиарда долларов.

Диаграмма 1

Динаимка объёма прямых иностранных инвестиций в экономику Узбекистана

Диаграмма 1.PNG

Взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными партнерами убедительно, так как в Узбекистане созданы все условия для укрепления доверия иностранных инвесторов. Государственная инвестиционная политика страны рассчитана на долгосрочную перспективу и направлена на создание всех необходимых условий для эффективной работы инвесторов. К тому же все предпосылки для этого есть: выгодное географическое положение, развитая транспортная сеть, наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов, высокий уровень развития производственной и социальной инфраструктуры, квалифицированные кадры и другие факторы, позволяющие заглядывать инвесторам далеко в будущее.

Литература.

  1. О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций. Указ Президента Республики Узбекистан (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 15, ст. 167; 2013 г., № 12, ст. 150; 2014 г., № 29, ст. 356)

  2. О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов. Закон Республики Узбекистан. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998, № 5-6, ст. 93; 2004, № 1-2, ст. 18; Собрание законодательства РУз, 2005, № 37-38, ст. 278; 2008.

Ахмедов Отабек Бегижанович
Ташкентский Государственный Технический Университет
Старший преподаватель
Узбекистан. Г. Ташкент, улица А.Хидоятова корпус 2 квартира 20
Индекс 100095
+998977767390
otabek_66_66@mail.ru