Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Интернационализация малых и средних предприятий Китая

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ян Линьсинь
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2018»  (июнь, 2018)
Количество просмотров статьи: 1573
Показать PDF версию Интернационализация малых и средних предприятий Китая

Ян Линьсинь

В настоящее время сфера малого и среднего бизнеса является одним из основных драйверов китайской экономики, которая, как известно, стремительно развивается. Малые и средние предприятия Китая играют несколько важных ролей:

— они насыщают страну качественными товарами, доступными в ценовом отношении;

— они неуклонно увеличивают объём продукции, экспортируемой Китаем за рубеж, в том числе — в Россию;

— малый и средний бизнес обеспечивает занятость населения и позволяет предпринимателям из Китая, ответственно подходящим к своему делу, хорошо зарабатывать.

Китай в лице правительства активно выступает за интернационализацию малых и средних предприятий Китая.

Это проявляется в следующих мероприятиях:

1) оказание информационной помощи субъектам малого и среднего бизнеса, которые направляют инвестиции в другие государства;

2) консультирование субъектов малого и среднего бизнеса, которые инвестируют средства за рубеж, по вопросам налогообложения, рынка труда, таможенных тарифов;

3) оказание помощи субъектам малого бизнеса по вопросам валютных рисков.

С целью проведения грамотной интернационализации малых и средних предприятий, их руководители приглашают зарубежных специалистов, чтобы перенять опыт управления, подробнее изучить нюансы ведения бизнеса на территории той или иной страны.

Если рассматривать опыт Китая по стимулированию интернационализации малого и среднего бизнеса, то в стране выделяется несколько факторов, которые способствуют развитию данного процесса.

Например, к ним можно отнести:

1) возможность участия субъектов малого и среднего бизнеса во внешнеэкономической деятельности в рамках государственной стратегии «Идти во вне». Она способствует постепенному перемещению за рубеж огромного трудового потенциала. По мнению китайских ученых, ежегодная отправка за рубеж в целях предпринимательской деятельности 1 — 2 млн способных людей позволит создать в стране и за ее пределами 10 — 20 млн рабочих мест, смягчая тем самым проблему трудоустройства в Китае. Для китайцев важен вопрос сохранения национальной идентичности, а второе и третье поколения китайских эмигрантов — молодые люди, этнические китайцы часто знают лишь разговорный язык, зачастую диалектный и не владеют китайской иероглифической письменностью.

На волне увеличения численности эмигрантов из Китая, а среди них много студентов, квалифицированных рабочих, происходит увеличение интереса к Китаю, китайцам и китайской культуре. Немалую роль в этом процессе играет создание положительного мифа о китайских традициях и привнесение в обыденную жизнь других стран адаптированных элементов китайской жизни;

2) увеличение среднегодового темпа роста экспорта на 30%, что способствует интернационализации;

3) рост прямых иностранных инвестиций, что влияет на стимулирование участия субъектов малого и среднего бизнеса в кооперации с иностранными компаниями;

4) создание специальных структур, которые разрабатывают и осуществляют поддержку внешнеэкономических операций субъектов малого и среднего бизнеса;

5) осуществление разделения функций государства и предприятий, а именно: право на ведение внешнеторговых операций передано от государства непосредственно к предприятиям;

6) усиление финансового, кредитного и налогового стимулирования выхода субъектов бизнеса на международный рынок. Например, правительством Китая была увеличена ставка возврата пошлин на экспорт сельской и высокотехнологичной продукции, понижена ставка на экспорт ресурсоёмких продуктов;

7) создание системы обслуживания субъектов малого и среднего бизнеса — регулярно проводятся бесплатные консультации для предпринимателей, организуются лекции иностранных специалистов, проводятся бесплатные обучающие мероприятия для руководителей субъектов малого и среднего бизнеса;

8) создание специального сайта для малого и среднего бизнеса, на котором можно получить информацию о китайских и зарубежных рынках;

9) активное участие Китая в проведении международных выставок технологических достижений и продуктов. Например, Китай давно сотрудничает по вопросу совместных организаций международных мероприятий для руководителей малого и среднего бизнеса с Францией, Германией, Италией, США;

10) заслуживает внимания деятельность Национальной комиссии по развитию и реформированию и её подразделения — Китайского центра координации и кооперации бизнеса. Эти организации:

— изучают проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес;

— разрабатывают направления государственной поддержки предпринимательства;

— внедряют инструменты, предназначенные для поддержки предприятий;

— ищут источники финансирования;

— предоставляют льготы компаниям, использующим в своей деятельности инновационные технологии;

— организуют мероприятия, способствующие развитию бизнеса (в частности, выставки, ярмарки, переговоры и конференции);

— принимают другие меры, направленные на поддержку малых и средних предприятий.

11) Кроме того, в Китае было создано большое количество так называемых СЭЗ — свободных экономических зон. Благодаря их наличию обеспечивается приток средств иностранных инвесторов, и создаются технопарки с условиями, максимально благоприятными для развития современных малых предприятий.

В СЭЗ Китая наблюдается низкая налоговая ставка. Корпоративный налог составляет 16,5%. Это в два раза меньше по сравнению с налогами, которые платят традиционные китайские компании — примерно 30% от прибыли. Зоны свободной торговли снижают планку для интернациональных компаний, которые хотят открыть фирму непосредственно на территории Китая.

На территории СЭЗ присутствуют беспошлинные склады. Возможность беспошлинного ввоза создала огромную индустрию, которая называется «международной онлайн-торговлей». Сейчас она растет и развивается невероятными темпами.

Наличие СЭЗ, в частности, поспособствовало созданию службы CSMEO — China SME Online, которая информирует население Китая о возможностях ведения бизнеса, помогает начинающим предпринимателям во взаимодействии с органами власти, решает многие другие вопросы.

12) Китайское правительство усиленно работает над развитием в стране стартапов и инноваций. В Китае часто проводятся конкурсы, победитель которых получает государственный грант. От города к городу и от региона к региону условия отличаются, но в китайском бюджете достаточно средств на поддержание начинающих предпринимателей.

Но при столь широком наборе факторов, которые позволяют увеличить процессы интернационализации китайских компаний, в государстве имеется ряд сдерживающих факторов:

— высокая стоимость выхода предприятий малого и среднего бизнеса на внешние рынки (она проявляется в затратах на перевод различных документов, адаптацию китайских продуктов к местным условиям и требованиям и т.д.);

— нехватка квалифицированных работников и специалистов в области маркетинга и таможенного дела;

— языковые барьеры;

— нехватка знаний у предпринимателей о коммерческом климате зарубежных стран, об их юридических системах;

— отсутствие стабильной долгосрочной системы содействия экспорту, поскольку многие действующие меры ориентированы на временное решение проблем;

— блокирование ценовой конкуренции антидемпинговым законодательством и расследованием;

— сложность кредитования и страхования экспорта; рост валютного курса юаня;

— высокие требования зарубежных государств к сервису

— недостаточный опыт управления транснациональной деятельностью.

Но стоит отметить, что у китайских предприятий малого и среднего бизнеса имеется достаточно высокий ресурсный и финансовый потенциал, ввиду чего они могут направить эти средства на устранение барьеров для выхода на международный рынок. Со временем можно предположить, что уровень интернационализации субъектов китайского малого и среднего бизнеса увеличится.