Евразийский
научный
журнал

Анализ политического пространства современной России в аспекте поликультурности и поликонфессиональности общества

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Вахабова Селима Асламбековна
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 1588
Показать PDF версию Анализ политического пространства современной России в аспекте поликультурности и поликонфессиональности общества

Вахабова Селима Асламбековна,
старший преподаватель
кафедры теории и истории социальной работы
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru

Пространство является важным атрибутивным измерением внутренней структуры и сущности политической жизни общества. Пространственное из­мерение всех политических процессов учитывается при прикладном анализе политических ситуаций и событий, при построении фундаментальных концеп­тов и моделей политических систем и процессов, так как всё политическое ло­кализовано в определенном континууме, а территориальный (пространствен­ный) признак — один из определяющих для понятия «государства». Осознав значимость пространства для природы всего политического, один из мыслите­лей эпохи Просвещения Шарль Монтескье отметил обусловленность формы правления масштабами территориального пространства государства: "Если небольшие государства по своей природе должны быть республиками, госу­дарства средней величины — подчиняться монарху, а обширные империи — со­стоять под властью деспота, то отсюда следует, что для сохранения принципов правления государство должно сохранять свои размеры и что дух этого госу­дарства будет изменяться в зависимости от расширения или сужения пределов его территории«.[1]

Оформление категории «политическое пространство» шло на протяже­нии нескольких столетий, и только в XX веке оно было дифференцировано. Петр Сорокин и Пьер Бурдье, независимо друг от друга, пришли к пониманию многомерности социального, а вместе с ним и политического пространства. Каждый из них подтверждал, что политическому пространству присуща опре­деленная масштабность, так как территория государства — пространство, на котором разворачивается политическое действо — делится на отдельные адми­нистративные единицы, наделенные определенной компетенцией или же наоборот лишенные ее, из чего следует дифференциация в сфере легитимного управления и контроля различных институтов государственной власти.[2]

Напомним, территориальный аспект может определять такую важную характеристику, как масштаб политического пространства, в зависимости от того, на каком уровне реализуются политические отношения и обеспечивают­ся политические интересы — государственном или межгосударственном. А так как внутреннее пространство государства структурировано, то вполне объяс­нимо существование еще одного актора политических отношений — субъекта государства или региона, а вместе с ним наличие еще одного масштаба — ре­гионального. Политическое пространство регионов является частью феде­рального политического пространства со своими территориальными, право­выми, субъектными и прочими характеристиками. Можно сказать, что поли­тическое пространство обладает свойством относительности (оно расширяется или сужается в зависимости от активности субъекта политики), а также свой­ством многомерности (включает в себя множество возможностей, направле­ний политического действия, предопределяемых спецификой социальной за­кономерности). По нашему мнению, существует сумма факторов, обеспечи­вающих формирование и функционирование регионального политического пространства.

Таким образом, политическое пространство — конструкт, определяющий политическую организацию и политический процесс. Причем в особой форме — в идее моделей, идеальных типов, алгоритмов, сценариев и т.п. Из этого сле­дует, что данный конструкт непременно воздействует на содержание моло­дежной политики, на методы ее реализации и на ее результаты. Политическое пространство — это не конструкт, воздействующий на молодёжную политику, это среда, в которой реализуется молодёжная политика.

Сразу же отметим, что в соответствии с законами общественного разви­тия одним из последствий реализации молодежной политики в определенном политическом пространстве будет воздействие таковой на состояние самого политического пространства. Следовательно, разрабатывая концепцию молодежной политики, необ­ходимо учитывать специфику самого политического пространства, которая предопределяет специфику содержания и методов реализации такой политики. Прежде всего, необходимо получить исчерпывающе полную информацию о специфике связей между людьми и политическими институтами, о сфере дея­тельности политических субъектов. Заинтересованность и необходимость в такой информации обусловлены тем, что в зависимости от состояния социаль­ного организма, увеличивающего или уменьшающего возможности его дея­тельности, политическое пространство способно как расширяться, так и сужаться, открывая или ограничивая круг проблем, решение которых нужда­ется в участии и активности субъекта политики.

Литература:

  1. Ярычев Н.У. Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Белгородский государственный университет. Белгород, 2007
  2. Ярычев Н.У. Становление и развитие инновационных механизмов в образовательном пространстве чеченской республики в условиях постконфликтного периода //Молодой ученый. 2009. № 4. С. 290-292.