Евразийский
научный
журнал

Юридический плюрализм в правовой системе кабардинцев конца XVIII - первой половины XIX века

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Маиров Лиуан Русланович
Рубрика: Исторические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2020»  (октябрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 114
Показать PDF версию Юридический плюрализм в правовой системе кабардинцев конца XVIII - первой половины XIX века

Маиров Лиуан Русланович

Цель: рассмотреть и исследовать особенности правового пространство Кабарды в конце XVIII — первой половине XIX века; выявить характер и степень влияния системы мусульманского права — шариата, на традиционную систему права кабардинцев — Адыгэ хабзэ.

Особенность правовой системы кабардинцев обусловили сложный характер её организации и содержания. На протяжении длительного периода истории Кабарды складывалась устная система права, поддерживаемая обычаем и различными традиционными общественными институтами. Особенностью правового пространства кабардинцев на рубеже XVIII — XIX вв. являлся плюрализм системы права, обусловленный сосуществованием в рамках единой правовой системы норм традиционного права в виде адатов, с нормами мусульманского права — шариата. К тому же, с конца XVIII в. На правовую систему заметное влияние стала оказывать российская администрация.

Адаты — неписанные законы, исполнение которых было строго обязательным, а неисполнение строго наказывалось. Свовкупность таких норм у кабардинцев имело название «Адыгэ хабзы». Юридическо-правовую часть Адыгэ хабзэ составляют: «Пщы хабзэ» — княжеское право, «Уэркъ хабзэ» — дворянское право, «ЛъхукъуэлI хабзэ» — крестьянское право и «Хабзыншэ» — право безобрядных [2, С.28].

До распространения на Кавказе имперского законодательства, адатом приходилось соперничать с нормами шариата. Западная часть региона, где ислам не успел пустить глубоких корней, отдавала предпочтение адату, восточная — шариату. Однако соотношение адатов и шариата в различных сферах права было неодинаковым [5, С.82].

"Известный исследователь кавказских адатов Ф.И. Леонтович писал: "В Кабарде, с первых же пор введения ислама, велась борьба между адатом и шариатом«[3, С.254]. В Кабарде, куда ислам стал проникать в XVI в., шариат оказал заметное влияние на судебную систему. При этом ее основное содержание осталось неизменным. Вместо сельских судов были учреждены шариатские единоличные суды, возглавляемые сельскими эфенди. Однако шариатские суды в большинстве случаев выносили решения согласно нормам Адыгэ хабзэ.

За кражу, прелюбодеяние или убийство шариат предлагал крайне жестокие меры наказания — смертная казнь, пожизненное заключение в тюрьму, побивание камнями, отрубание конечностей и др. В Сборнике «Полного собрания кабардинских обрядов» составленном в 1844 году, в статье 107 говорится: «Если кто без причины кого-либо убьёт, то по закону так же лишается жизни». В статье 110 указывается, что: «Женщина, имеющая мужа и уличившая прелюбодеяние, тоже наказывается ста ударами», а статья 111 гласит: «Укравший из под сохранения или караула лишается рук и ног». Такого же характера статьи 109, 112 [3, С.254]. Наличие подобных мер наказания свидетельствует о практики применения норм шариата в Кабарде, и замене ими некоторых норм обычного права, предписанных Адыгэ хабзэ.

В большей степени нормы шариата утвердились в брачно-семейных отношениях и в делах по поводу наследования. В уголовных разбирательствах предпочтения отдавалось нормам обычного права.

Адыгэ хабзэ, так же как и шариат устанавливала смертную казнь за убийство, но только в случае убийства князя. В остальных случаях обычное право предлагало систему композиций, заменяющих такие суровые меры наказания. Согласно обычному праву адыгов, имущественные платежи составляли основную форму наказаний всех свободных членов общества за любое преступление, включая убийство (если потерпевшая сторона не прибегала к месте) [4, С.142-148].

Одни и те же дела иногда разбирались и по адатам и по шариату. К примеру, согласно делу Кабардинского временного суда «О краже лошадей из табуна князя Пшемахи Касаева...» суд при вынесении приговора изначально руководствовался «кабардинскими обрядами», а затем и шариатом. Документ свидетельствует о гибкости правовой системы кабардинцев в первой половине XIX в., полиюридизме, окончательно сформированном в условиях господства российской администрации.

Выводы: шариат на рубеже XVIII — XIX вв. не стал господствующей правовой системой, сменившей традиционную систему права кабардинцев — Адыгэ хабзэ. Нормативная база Кабарды была заметно расширена за счет включения в её состав норм мусульманского права. Шариат сильно повлиял на традиционную судебную систему кабардинцев. Однако на протяжении периода с конца XVIII и первой половины XIX в. обычное право кабардинцев в виде Адыгэ хабзэ оставалось господствующей системой права.

Библиография

  1. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII — первая половина XIX вв.). М., 1967.
  2. Думанов Х.М., Кетов Ю.М. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде во 2-й половине XVIII — XIX вв. Нальчик, 2002.
  3. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882.
  4. О краже лошадей из табуна князя Пшемахи Касаева" // Материалы по обычному праву кабардинцев (первая половина XIX в.). Нальчик, 1956.
  5. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Юридический плюрализм народов Северного Кавказа // Общественные науки и современность. 1998. № 1.