Евразийский
научный
журнал

Влияние русского языка на формирование сознания общества и привлечение внимания молодёжи к литературе через дизайн

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Фомина Людмила Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2018»  (май, 2018)
Количество просмотров статьи: 1658
Показать PDF версию Влияние русского языка на формирование сознания общества и привлечение внимания молодёжи к литературе через дизайн

Фомина Людмила Викторовна
художник-дизайнер,
почетный творческий деятель Россия,
г. Смоленск
http://www.почетныйтворческийдеятель.рф/
E-mail: lusjen.fomina@yandex.ru

Fomina Lyudmila Viktorovna
artist-designer,
THE BEST CREATIVE PERSON

ЧитатьМодно©РусскийЯзык©Могуч©Велик

Статья посвящена изучению проблеме сохранения языка нации, духовных и культурных ценностей поколений. Надо помнить, что Русский язык — фундамент многонациональной России. Изучен факт влияния иностранных слов (английских) на формирование сознания общества.

Ключевые слова: язык нации, сознание общества, духовные и культурные ценности поколений, фундамент многонациональной России.

The article is devoted to the study of the problem of preserving the language of the nation, spiritual and cultural values of generations. It must be remembered that the Russian language is the foundation of a multinational Russia. The fact of influence of foreign words (English) on formation of consciousness of a society is studied.
Key words: the language of the nation, the consciousness of society, the spiritual and cultural values of generations, the foundation of multinational Russia.

Формирование языка как предмет общения и его становление играет ключевую роль в развитии человека. Так что же такое язык нации.. Это знаковая система, с помощью которой осуществляется общение людей, а также оформляется мыслительная деятельность человека. Необходимо осознавать, что национальный язык это непросто умение выражать свои мысли, а ещё средство, благодаря которому развиваются все виды искусства, многие другие сферы деятельности человека. Единство языка нации очень значимо в сфере образования, в СМИ. Грамотная речь является одним из важных сторон существования социума, значение её велико в жизни человека и общества. Язык нации сохраняет духовные и культурные ценности поколений. Богатство народа накапливается путем выражения мыслей в письменном или устном виде, труды в разных сферах выдающихся людей со временем становятся культурным богатством общества. В реальном времени общения людей используется прямая речь, одна из форм языка, общение с временным разрывом другая форма — косвенная речь. Передача культурного наследия общества из поколения в поколение происходит при временном общение, что и формирует духовное богатство человечества.

Мы даже не задумываемся насколько роль языка нации значима в жизни общества, в жизни каждой страны. От него зависит формирование социальной наследственности. При помощи языка человек может хранить и воспроизводить информацию, излагать свои мысли, описывать различные процессы. Многие считают, что единство нации может существовать само по себе и не требует дополнительных затрат для поддержания единства языка, в России такая проблема сегодня более чем актуальна. В таком отношении к русскому языку кроется огромная ошибка и опасность, которая состоит из следующих факторов: отсутствие повседневного общения между жителями разных регионов страны, ограниченные возможности людей путешествовать по своей стране, навещать родственников в других регионах. Развитие внутреннего туризма это не просто профилактика языкового единства, но и фундамент для сохранения единства нации.

Грамотная речь это то, что всегда будет в моде, для человека это своего рода визитная карточка, что может послужить надежной рекомендацией в профессиональной деятельности. Умение четко формулировать задачу, доступно рассказать об алгоритме действий для решения поставленной цели в трудовой сфере сегодня необходимо. За счёт языка нации всегда развивалась наука, искусство, мир изобретений и нанотехнологий. Важная роль языка заключается и в соблюдении правил хорошего тона. Культура речи нужна, чтобы избежать деградации общества в целом и улучшить понимание в общении разных народов, представляющих собой разные этнические культуры. Выделяют три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный — свод различных правил и норм человеческой речи. Коммуникативный — доброе ответственное взаимодействие с другими людьми при общении, а этический аспект — это понимание того, как общаться в разных сферах деятельности с людьми других социальных уровней. Со временем язык нации усиливает свое значение на все сферы жизнедеятельности человека, превращаясь в отдельную науку, которую изучают при наличие определенных навыков, систем понятий, знаков и символов, владея при этом теориями и терминами. Из-за усложнения языка могут появляться «семена» деградации общества, что проявляется в усиленной вульгаризация речевой практики, отсутствии литературной речи в обычной жизни человека. Ситуацию обостряет и активное навязывание в разных сферах оповещения «модные» замены русских слов на английские, особенно характерно при кратких ответах (ok, yes, of course), что влияет на формирование сознания в большей степени у детей. Нужно отдавать себе отчет, как человек говорит, так он и мыслит, а значит, соответственно поступает [8]. «Современная психология считает, что сознательное и бессознательное в психике человека не отгорожены и постоянно влияют друг на друга. Кроме того, человек в состоянии контролировать всю свою психику на уровне сознания. Одним из главных структурных блоков сознания являются познавательные процессы, к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь. Значит всё, что мы познаём на уровне восприятия в той или иной области формирует наше сознание» [5,6].

Огромное количество языков использовало население нашей планеты и сегодня более 2-х тысяч из них на грани исчезновения, 200 из которых уже исчезли. В каждой стране существуют языки, которые могут исчезнуть со смертью их последних носителей. В России 136 языков находятся на грани исчезновения. В такой критической ситуации может оказаться и государственный язык нации — русский. Необходимо обратить внимание, что такие факторы как снижение рождаемости, миграции, языковое смешение — ведут к исчезновению языка [9]. В современном мире ещё добавляется появление доминантных языков, знание которых является более выгодным, например — английский язык в школах РФ по часам наравне с русским. Это опасно. На сегодняшний день это актуальная проблема. «Для образованных предков, письменно выражавших уже тогда общерусское самосознание и толк русского ума, понятие „народ“ и „язык“ были идентичными. В первом дошедшем до нас произведении русской литературы — „Слове о законе и благодати“ Илариона, говорится: „Вера бо благодатьнаа по всей земле простреся и до нашего языка доиде“. Связывая времена, наш язык донёс до нас это слово-понятие из пророческого и совсем близкого пушкинского далека:

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой

И назовёт меня всяк сущий в ней язык.

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Национальное своеобразие русского средневековья заключалось и в том, что на огромной территории от Ладоги до Азовского моря и от Карпат до Волги существовал единый язык» [7].

Роль языка нации для жизни общества недооценивается, не акцентируется внимание, что для решения общесоциальных, культурных и экономических вопросов необходима поставленная речевая культура.

«Истинная любовь к своей стране, — писал Константин Паустовский, — немыслима без любви к своему языку... Коверкать свой родной язык также немыслимо, как отдать свою родину на растерзание врагам»... Последствием исчезновения языков является потеря культурного фундамента, традиций и народного творчества, которые напрямую связаны с историей страны. Язык народа — это не только инструмент для общения между людьми, язык народа — зеркало его души, культурное наследие. «Одежда с надписями на иностранных языках, принты с иностранными звёздами, с памятниками культуры других стран и огромные флаги чужой страны на одежде и обуви в таком количестве формирует у нас принятие чужой культуры на бессознательном уровне. Последствия такого восприятия просты, так как сознательное и бессознательное в психике человека не отгорожены, постоянно влияют друг на друга, то сознание собственного „Я“ или самосознание происходит уже в аспекте чужой культуры. В большей части это влияет на формирование личности ребёнка, а также на формирование мировоззрения молодёжи, потому что дети порой не слышат нас, но хорошо видят, что мы делаем и подражают нам» [2, 5]. Это указывает на то, что язык нации и патриотизм неразрывны.

Сегодня данные многих социальных опросов неутешительны — читают книги около 30% граждан, а молодёжь и того меньше. Совместными усилиями надо возвращать любовь и уважение к книге, литературе [1]. Очень важно помогать детям учить язык и воспитывать в ребёнке любовь к родному языку, искоренять этот перекос в сфере образования, когда столько же часов английского у детей сколько часов и у государственного русского языка. Педагоги не всегда могут донести до своих учеников роль родного языка в жизни человека. Конечно, надо подключать родителей, акцентировать их внимание на значении русского языка [4]. Для сохранности родного языка нужны обсуждения, чтение, просмотр фильмов, прослушивание песен в домашней, непринужденной обстановке.

Привлечь внимание к книге, литературе возможно через дизайн:

Фото 1

dhskdznr_1.png

Делать надписи на русском языке, создающие положительные эмоции и побуждающие на добрые дела (например: Я©умный; делайСегодня©результатЗавтра), вспомнить русские народные пословицы: под лежачий камень вода не течёт — использовать эти фразы в качестве принтов на одежде, сумках. Я сделала фото книги в интерьере кафе, добавила позитивную надпись и запринтовала на футболке.

Фото 2

dhskdznr_2.png

При обсуждении со студентами выяснилось, что такой вид одежды они с удовольствием будут использовать в повседневной жизни.

Вопросы воспитания и образования детей и молодёжи будут актуальны всегда. Современные методы работы позволяют донести информацию более эффективно. Благодаря такому подходу к проблеме сохранения языка нации, духовных и культурных ценностей поколений через дизайн мы сможем ненавязчиво привлекать внимание молодёжи к литературе, а также формировать в сознании общества значимость русского языка как национального единства и культурного наследия нашей России.

Список литературы:

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ под ред. В.В. Давыдова [Текст] /Л.С.Выготский. — М.: Педагогика, 1991. — с.235
  2. Медведева И. Я. директор Общественного института демографической безопасности, православный детский психолог, писатель, публицист, драматург, общественный деятель «Отсутствие интимного стыда — признак шизофрении» " [Электронный ресурс]. — Режим доступа: nasha-derzhava.livejournal.com/240228.html
  3. Непомнящий Н.Н.Загадки истории России —М.: Вече, 2011. — 320 с. — (Великие тайны истории)
  4. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома "Нагля д. материал для обследования детей«/под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
  5. Фомина Л. В. РОЛЬ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ОПАСНЫЕ «МОДНЫЕ» НАПРАВЛЕНИЯ / Л. В. Фомина // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам LVII Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». — № 12(57). — М., Изд. «Интернаука», 2016. http://www.internauka.org/authors/fomina-lyudmila-viktorovna
  6. Фомина Л. В. СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕРЕЗ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ САМОСОХРАНЕНИЯ НАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ ДРУГИХ НАРОДОВ НА ОСНОВАНИИ ГОСПАТРИОТИЗМА. Педагогические науки. Евразийский научный журнал, — 2016 № 4 С.16-19.- СПб. — ISSN: 2410-7255 [Электронный ресурс] — JournalPro.ru http://journalpro.ru/articles/sokhranenie-kulturno-istoricheskogo-naslediya-cherez-dizayn-obrazovanie-dlya-samosokhraneniya-natsii/
  7. Чивилихин В.А. Память: Роман-эссе в 2 кн., 3 т.: Т.3. — М.: Патриот, 1993. —505 с.
  8. http://fb.ru/article/66241/rol-yazyika-v-jizni-obschestva-i-kajdogo-cheloveka
  9. https://22lsy.tvoysadik.ru/news/item/241 Сайт образовательного учреждения — Item News