Евразийский
научный
журнал

Устный счет - как форма повышения познавательной активности учащихся на уроках математики.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Дыхова Лариса Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 1192
Показать PDF версию Устный счет - как форма повышения познавательной активности учащихся на уроках математики.
Кемеровская область Киселевский городской округ  Учитель математики МБОУ «СОШ №14» Дыхова Лариса Владимировна.

Устный счет – математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств. Устный счет занимает особое место в обучении математике.  Устные вычисления активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают память и речь, повышают внимание и быстроту реакции, воспитывают умение сосредоточиться. При проведении устного счета проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю. Самый лучший способ развития памяти  ребенка-это устный счет. Успех в вычислениях во многом определяется степенью отработки у учащихся  навыков устного счета. Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. Устные упражнения используются как подготовительная ступень при изучении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, законов, а также для закрепления и повторения изученного материала. Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. На уроках  математики соединяю устный счет с проверкой домашнего задания, закреплением изученного материала, предлагаю при опросе. На проведение устного счета в начале урока отвожу 5-7 минут, считаю не эффективным проводить устный счет в конце урока, т.к. учащиеся уже утомлены. Устный счет требует большого внимания, памяти.

Мне, как и любому учителю, хотелось бы, чтобы мои ученики быстро считали, умели  аргументировать свои действия при решении любого задания (даже нестандартного).

Устный счет чаще всего провожу в игровой форме: «Лото», «Лучший счетчик», Математические ребусы», «Третий лишний», «Молчанка», «Лесенка» и.т.д. Упражнения для устного счета подбираю таким образом, чтобы подготовительные задания и первые упражнения, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Формулировки заданий, по возможности, должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Задания нужно четко формулировать, не допускать различного толкования. Иногда задания бывают все-таки трудны для усвоения на слух, тогда прибегаем к записям  или рисункам на доске, в тетради.

Имея многолетний опыт работы, могу сказать, что вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, у учеников пробуждается стремление совершенствовать способы вычислений, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.

Главной целью устного счета считаю: активизировать внимание учащихся на уроках математики, сделать процесс учения более интересным, повысить познавательный интерес к уроку. С помощью устных упражнений можно работать с отстающими учениками (осуществляется индивидуальный подход). Ребенок не  боится в игровой обстановке отвечать на поставленные вопросы. Дети, которые были пассивны на уроках, с удовольствием стали вовлекаться в работу.

Обучая ребят приемам быстрого счета, использую книгу Перельмана «Занимательные задачи и опыты «(изд. «Детская литература», 1972г.)

На уроках математики я применяю два вида устного счета. Первый, когда числа  показываю перед учащимися с использованием карточек, слайдов, ПК, записи на доске, при этом все прочитывается. В данном случае работает: зрительное, слуховое восприятие учащихся, чем существенно облегчается процесс вычисления. Второй вид устного счета, когда учащиеся воспринимают числа и действия над ними на слух. Думаю, и со мной согласятся многие, что второй вид устного счета сложнее первого, но эффективнее в методическом смысле.

В своей работе я использую различные приемы устного счета, например игровые.