Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Значение высшего профессионального образования для педагогов бального танца

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Быстрова Ирина Сергеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2017»  (март, 2017)
Количество просмотров статьи: 2150
Показать PDF версию Значение высшего профессионального образования для педагогов бального танца

Быстрова Ирина Сергеевна
Магистрант Института музыки, театра и хореографии,
кафедры хореографического искусства
РГПУ им. А.И. Герцена Россия,
г. Санкт-Петербург
E-mail: Ir.bys29@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается роль и значение высшего профессионального хореографического образования для педагогов спортивного бального танца. Особое внимание уделяется специфике профессиональной подготовки, требованиям к уровню знаний и профессиональных качеств, которыми должен обладать педагог бального танца.

Ключевые слова: бальный танец, спорт, педагогика, профессиональная подготовка педагога, специальное педагогическое образование, двойная компетенция.

IMPORTANCE OF HIGHER EDUCATION FOR BALLROOM DANCE TEACHERS

Abstract. The article discusses the role and importance of higher professional choreographic education for ballroom dance teachers. Particular attention is paid to the specifics of the training requirements to the level of knowledge and professional skills, which should have a ballroom dance teacher.

Keywords: ballroom dance, sport, pedagogy, professional training for teachers, special vocational training, dual competence.

Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец является воплощением безукоризненного баланса, полного мышечного контроля, грации, ритма и скорости.

Бальные танцы — это группа парных танцев, имеющая народные истоки, которые исполняются на вечерах, балах, соревнованиях. Все бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина, танцующие с соблюдением физического контакта. Современное бальное танцевальное искусство вышло за рамки бытового и классического танца и вторглось в сферу спорта, что, соответственно, изменило сущностные характеристики данного явления и самого понятия „танец”, как двигательного действия.

Бальные танцы в новом формате — это сложно-координированный вид спорта. Специфика бальных танцев позволяет им стать массовым видом спорта, что требует разработки системы подготовки танцоров, начиная с детства. В связи с этим появилась острая необходимость в подготовке новых педагогических кадров, резерв которых могут составлять действующие спортсмены — представители танцевального спорта. Обращение к проблемам профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев входит в число актуальных направлений в области педагогики.

Специфической особенностью профессиональной подготовки педагога спортивных бальных танцев является „двойная компетенция”: с одной стороны, он должен быть профессионалом танцором-спортсменом, с другой — быть компетентным в области педагогики. Преподаванием занимаются, в основном, тренеры без специального педагогического образования. У каждого из них своя методика и практика обучения, каждый мечтает вырастить чемпиона, так как от этого зависит престиж тренера и клуба в целом, а следовательно и материальный достаток. Метод преподавания по типу „делай как я”, на сегодняшний день утратил свою актуальность. От современного тренера-педагога бального танца требуется не только доскональное владение основами технической грамоты, но и знание анатомии, физиологии и биомеханики человека; истории развития хореографического искусства и бального танца в частности; понимание особенностей возрастной, гендерной и педагогической психологии; владение передовыми педагогическими технологиями; наличие общего высокого уровня культуры. В настоящее время, специалист в области бального танца должен уметь построить процесс спортивной тренировки с учетом индивидуальных способностей танцоров, знать способы предупреждения травматизма, принципы организации и проведения соревнований. Таким образом, специалист в области бального танца должен сочетать в себе компетенции педагога-тренера-хореографа.

Интеграция искусства танца и спорта требует реформирования системы профессионального образования, применения инновационных технологий, понимания потребности в системном, целостном изучении и развитии теории и практики профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев. В результате профессиональной подготовки на базе высшего учебного заведения специалист в области бальных танцев должен уметь использовать полученные методические знания, умения и навыки в практической профессиональной деятельности с использованием личностно-ориентированных приемов педагогической техники в организации образовательного процесса, в контексте современных проблем специального хореографического образования.

Литература

  1. Леонтьева А.А., Завьялова Т.П. Подготовка педагогов танцевального спорта на территории Тюменской области: проблемы, поиски, решения. // МАОУ СОШ № 67, Тюменский государственный университет, Институт физической культуры, Россия
  2. Матвеев В.В. Значение высшего профессионального образования на современном этапе развития спортивного бального танца в России. //Современный спортивный бальный танец: исторический опыт, современные проблемы, перспективы развития: Межвузовская научно-практическая конференция, 22 февраля 2013 г. — СПб.: СПбГУП, 2013. — 64 с.
  3. Теория и методика танцевального спорта. Учебно- методическое пособие для самостоятельной работы студентов / Составители: С. В. Орлова, Е. Г. Салимгареева. Иркутск: ООО „Мегапринт”, 2011 г. — 94 с.
  4. Шанкина С. В. Теория и методология формирования системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев : автореф. дисс. ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Шанкина Светлана Викторовна; [Место защиты: Тамб. гос. техн. ун-т].- Тамбов, 2011.- 429 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-13/1