Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Значение ситуационного управления в качестве образования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ходосова Евгения Вадимовна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2019»  (февраль, 2019)
Количество просмотров статьи: 1931
Показать PDF версию Значение ситуационного управления в качестве образования

Ходосова Евгения Вадимовна

Понятие «ситуационное управление», используемое в русскоязычной литературе, является хотя и не точным переводом англоязычного термина «contingency management» (уместное управление, или управление в непредвиденных обстоятельствах), но достаточно удачным, поскольку отражает ситуационность как определяющую характеристику данного подхода к управлению. Можно отметить, в этой связи, что если в англоязычной экономико-управленческой литературе ситуационное управление рассматривается именно с организационных позиций (contingency theory), с позиций внутрикорпоративного менеджмента, то в русскоязычной, советской литературе ситуационное управление, прежде всего, изучалось с точки зрения технических систем. Так, в середине 20-го века, ситуационное управление стало отражением применения математических методов к управлению объектами, среди параметров которых отмечалось наличие свободы воли .

Ситуационный подход предполагает использование разных моделей управления в зависимости от ситуации во внешней и внутренней среде, в которой в конкретный момент времени организация находится.

Это определение означает, что при принятии управленческих решений лица, их принимающие (ЛПР), управляющие органы или субъекты управления опираются при выработке решений и выборе вариантов управляющего воздействия на анализ вариантов решения с учетом:

— текущего состояния объекта управления,

— возможных и реализуемых вариантов действий,

— прогноза вероятностных сценариев разворачивания последствий принимаемых управленческих воздействий.

Это позволяет: а) предусмотреть вероятные версии развития событий после принятия и реализации решения, б) учесть специфику конкретной сложившейся ситуации. Такой подход позволяет извлечь максимальную выгоду для субъекта исходя из конкретных обстоятельств, особенностей управленческой ситуации, включая действие совокупности всех внешних и внутренних факторов, которые определяют условия функционирования и развития объекта управления, при этом в качестве объекта управления выступает страна, регион, отрасль, организация, ее подразделение, организационные процессы, поведение сотрудников организации и т.д.

Наконец, одним из направлений определения ситуационного управления является принятие реактивных решений, т.е. отказ от формирования планов и стратегий и принятие и осуществление решений не в установленные периоды, а по мере возникновения проблем.

Среди особенностей ситуационного управления следует отметить гибкость и субъективность принимаемых решений, поскольку ключевым является ситуационное лидерство.

Ситуационное управление проектами представляет собой основанную на вероятностной оценке методологию постоянного совершенствования качества проектов в условиях неопределенности и стохастичности.

Среди возможностей, которые характерны для ситуационного подхода в управлении, можно отметить следующие:

1) он предоставляет широкие возможности непосредственного применения научной методологии к конкретным обстоятельствам и условиям;

2) ситуационный подход опирается на концепцию организационного процесса;

3) ситуационное управление ориентировано на непрерывную тесную взаимосвязь между функциями менеджмента.

Ситуационное управление направлено на предпринимаемые субъектом активные попытки увязать конкретные методы управления с конкретными специфическими обстоятельствами таким специфическим образом, чтобы достичь целей наиболее эффективным путем, при этом минимизировать разнообразные издержки, включая управленческие расходы и транзакционные издержки.

Эти задачи достигаются на основе компетентности и мастерства руководителю организации или подразделения, например, руководителю отдела обеспечения качества образования в образовательном учреждении.

Список литературы:

  1. Hersey P., Blanchard K. H. An introduction to situational leadership // Training and Development Journal. — 1969. — Vol. 23. — Pp. 26-34.
  2. Lawrence P.R., Lorsch J.W. Organization and Environment: Managing Differentiation and Integration. — Boston, Massachusetts: Harvard University, 1967.
  3. Mintzberg H. The Structuring of Organizations. ¬— Englewood Cliffs, New Jersey, USA: Prentice-Hall, 1979.
  4. Vroom V.H., Jago A.G. Situation effects and levels of analysis in the study of leader participation // Leadership Quarterly. — 1995. — Vol. 6. — Pp. 169-181.
  5. Woodward J. Management and Technology. — London: Her Majesty’s Stationery Office, 1958.
  6. Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам «International Encyclopedia of Public Politic and Administration») — ООО «Издательство „Петрополис“», 2000.