Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Зурабова Хьава Мусаевна
студентка ЧГУ,
Россия, г. Грозный
E-mail: khava.zm@mail.ru
Одним из главных принципов «правового государства» является признание высшей юридической силы Конституции, ее прямом действии на всей территории страны. Этим и обосновывается то, что «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.»
В Российской Федерации много органов наделены полномочием выступать с законодательной инициативой, поэтому на практике реализовать данный принцип помогают прокурорский надзор за законностью, глава государства-Президент РФ, который является гарантом Конституции, а также специальные правовые институты. «Одним из таких институтов является конституционный контроль, который также обеспечивает разделение и равновесие властей в правовом государстве.»
Потребность в конституционном контроле объясняется наличием демократических принципов в правовом государстве. В истории как зарубежных стран, так и отечественного государства, можно увидеть множество примеров, когда изданные нормативно-правовые акты и законы противоречили основному закону страны, и в связи с этим возникали различные спорные и нередко влекущие за собой негативные последствия ситуации. В основном такие ситуации происходили в сфере единообразного применения и толкования законодательства.
Решение данной проблемы в Российской Федерации возложено на органы конституционного контроля, в частности на Конституционный Суд РФ. Именно этот орган государственной судебной власти наделен полномочиями в сфере проверки законов и актов на предмет конституционности. Осуществление этой проверки происходит в абстрактной и в конкретной формах.
Помимо этого Конституционный Суд выступает гарантом «разделения и равновесия властей», так как полномочен «разрешать споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ».
Вынесенные решения Конституционного суда РФ после осуществления проверки конституционности нормативно-правового акта или же разрешении спора относительно компетенции высших органов государства являются конкретными. Решение Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу сразу же после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории России для всех органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц, организаций, граждан и их объединений.
Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Законодатель не вправе издавать нормы, аналогичные тем, которые Суд признал неконституционными.
В связи с этим можно выявить несколько аспектов значения конституционного контроля. Во-первых, посредством конституционного контроля напрямую осуществляется защита основ конституционного строя РФ. Во-вторых, с помощью конституционного контроля гарантируются и защищаются права и свободы человека и гражданина в РФ. В-третьих, конституционный контроль обеспечивает верховенство и прямое действие Консти¬туции РФ на всей территории Российской Федерации.
Подводя итог, можно сказать, что конституционный контроль осуществляет «защиту конституции» в юридическом смысле,а также способствует устранению конституционно-правовых коллизий и конкуренции между юридическими нормами.
Библиографический список