Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Жизнь и творчество Абдуллы Кадыри. Особенности новой узбекской литературы

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Kаримова Инобат Ахмад кизи, Рузибоева Дилфуза Гайрат кизи
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2018»  (июнь, 2018)
Количество просмотров статьи: 8301
Показать PDF версию Жизнь и творчество Абдуллы Кадыри. Особенности новой узбекской литературы

Kаримова Инобат Ахмад кизи
студентка
Термезского государственного университета,

Рузибоева Дилфуза Гайрат кизи
учащаяся
Термезского медицинского колледжа

Новая узбекская литература — это узбекская литература, возникшая в ХХ веке и развивающаяся до наших дней. Она является неотъемлемой частью, особой ступенью истории узбекской литературы, корни которой уходят вглубь тысячелетий. Произошедшие изменения в регионе не могли не сказаться и на развитие литературы начала ХХ века, появляются новые жанры. Несмотря на появление в этот период узбекской светской литературы, тем не менее, главенствующим в литературе оставался религиозный дух.

Возникновение новой узбекской литературы определяется, прежде всего тем, что жизнь людей стала интерпретироваться не только богословием, но и достижениями науки. Основоположники этой литературы в большинстве своих произведений выдвигали идею о том, что только просвещенный человек может добиться счастья. Правда, идеи просветительства и ранее неоднократно выражались в классической узбекской литературе. О пользе книг, грамоты и знаний много писали в свое время основоположник узбекского литературного языка, великий А. Навои и А. Фуркат, последний был признан как поэт-просветитель. Однако их идеи не поднимались до уровня ведущих тенденций или течений в литературе определенного периода.

В начале же ХХ века дух просветительства охватил всю узбекскую литературу. Основоположники новой узбекской литературы, в частности, Хамза, Чулпан, Абдулла Кадыри, Фитрат, Бехбуди, Авлони, Мирмухсин Шермухамедов и другие пропагандировали идеи просветительства. Поэтому новое художественное творчество поначалу возникло в форме просветительской литературы. Эти писатели считали науку, просвещение основным орудием, с помощью которого можно привести к свободе пробуждающуюся нацию. Еще одним из основных признаков, определяющих новизну узбекской литературы ХХ века, является то, что в ней появляются ранее не встречавшиеся жанры и формы из европейской культуры. Например, в 1911 году в узбекской литературе появляется драма Бехбуди «Отцеубийца», вслед за ней появляются трагедия Фитрата — «Абулфайзхон», эти произведения были написаны в жанрах, ранее не существовавших в узбекской литературе.

Еще одним из важнейших признаков, свидетельствующих о рождении в ХХ веке новой узбекской литературы, является формирование такого понятия как «стиль» изображения и «творческий метод». Примером могут выступить рассказы Абдуллы Кадыри «На улаке» и «Пир злых духов». В них А. Кадыри, по сути как бы предвосхитил ту содержательную глубину философски многопланового осмысления жизни, к которой узбекский рассказ вплотную приблизится лишь к 70-м годам. Абдулла Кадыри принадлежит к числу тех художников слова, которых называют классиками. Он, классик национальной романистики, национального рассказа, художественного перевода с неповторимой творческой индивидуальностью.

Биография Кадыри

Абдулла Кадыри (Жулкунбой) родился 10 апреля 1894 года на окраине старого Ташкента. С юных лет слушая многочисленные устные рассказы отца, искусного садовода Кадыр-ака, много знавшего и прожившего на свете 102 года, он впитал в себя такие замечательные его качества, как любовь к труду, удивительную наблюдательность, умение видеть движение жизни, сопереживать другим, и, наверное, самое главное — любовь к земле, бережное отношение к людям, которые сохранил и пронес через всю свою недолгую жизнь.

Одиннадцатилетним мальчиком Абдулла поступает на службу к богатому купцу, который посылает будущего писателя учиться в русско — туземную школу с тем, чтобы впоследствии сделать своим секретарем. В процессе обучения он не только научился читать, писать, декламировать Коран и выполнять арифметические действия, но и сильно полюбил литературу, в свободное время, зачитываясь произведениями Фитрата, Чулпона, Фурката, Мукими, Лютфи, Навои и других узбекских классиков. Вместе с тем революционные преобразования и порой тяжелые переходы от старой жизни к новой советской действительности не могли не заставить петь природой одаренную душу — он начинает писать.

В 1915-1917 годах Абдулла Кадыри учится в медресе, осваивая там арабский и персидский языки. Он любил изучать, языки и был одним из первых узбекских интеллигентов, кто всерьез занялся изучением русского языка. Посещал занятия в русско-туземной школе, блестяще окончил её, и за отличную учебу был премирован серебряными часами от имени генерал — губернатора Ташкента Самсонова. Позднее в 1923-1925 годах, учась в Брюсовском литературном институте в Москве, писатель занимается литературным творчеством.

На протяжении всей жизни Абдулла Кадыри время от времени возвращался к русскому языку и литературе. Он писал о вопросах, волновавших в то время людей, стремился к тому, чтобы земляки приобщались к мировой культуре, литературе и искусству. Абдулла Кадыри перевел на родной язык комедию Гоголя «Женитьба», пьесу Чехова «Вишневый сад» и рассказ «Хамелеон», участвовал в создании узбекско-русского словаря. Свою литературную деятельность Абдулла Кадыри начал в 1915 году, опубликовав отдельной книгой пьесу «Несчастный жених», а чуть позднее — повесть «Развратник» и рассказы «На улаке», «Пир злых духов». В том же 1915 году в журнале «Ойна» («Зеркало») он опубликовал такие свои произведения, как «Ахволимиз» («Наше состояние»), «Миллатимга» («Моей нации»), «Туй» («Свадьба»). Правда, если быть до конца точным, то писатель А. Кадыри начинал свою литературную деятельность как поэт. Статьи, стихи и рассказы Кадыри появляются в газетах и журналах под псевдонимами Жулкунбай, Думбулбоев, Шилгай, Муштум, Совринбой, Мулла Эшонбой, Жура Алимов. Он стал одним из основателей сатирического журнала «Муштум», где часто печатались острые и злободневные статьи. Его корреспонденции выходили в газетах РОСТА, «Иштирокиюн» («Коммунист»), «Кизил байрог» («Красное знамя»). Вскоре Кадыри становится ответственным секретарем журналов «Ингилоб» («Революция»), «Коммунист йўлдоши» («Спутник коммуниста»). Сотни статей писателя были опубликованы в периодической печати: «День печати», «Маллавой из Гирвана», «Шакалы Равата», «Как у нас идут театральные дела» и многие другие.В начале ХХ столетия формировалась новая узбекская интеллигенция, сплотившая под знаменем джадидизма всех борцов за прогресс и свободу, и Абдулла Кадыри примкнул к этому движению. Первые его стихотворные произведения, пока еще не зрелые, были посвящены пропаганде идей джадидизма и ничем особым не отличались от огромного потока подобных стихов.

Творчество Кадыри

Творчество Абдуллы Кадыри вырастало на народной почве, на богатейших традициях узбекской классической литературы. Но вместе с тем его творчество испытало сильное влияние мировой литературы. Герой первого значительного произведения писателя — драмы «Несчастный жених» — бедный молодой человек. Он служит приказчиком у бая. По совету дяди юноша женится на девушке из зажиточной семьи, с трудом собрав деньги на калым. Он влезает в огромный долг и поначалу даже не задумывается о последствиях этого поступка. Но через какое-то время молодые понимают, что отдать долг они не в состоянии. Для этого им нужно прожить не одну жизнь. После долгих раздумий, терзаний, понимая безысходность своего положения, молодые совершают самоубийство.

Таким образом, в самом начале своего творческого пути Абдулла Кадыри в известной мере отражает народные воззрения и некоторые демократические тенденции, которые в более позднем его творчестве найдут логическое продолжение. Трагедия маленького человека была характерной для того сложного и противоречивого времени. Не случайно на протяжении долгих лет пьеса не сходила со сцен многих театров республики. В рассказе «На улаке» (1915) показана яркая страница из жизни простого народа.«Рассказ — это небольшое эпическое повествование с ограниченным числом персонажей (чаще всего повествование об одном или двух персонажах). Сюжет рассказа составляет обычно какое-либо событие, дающее писателю возможность поставить важный вопрос и раскрыть характер своего героя.». Повествование ведется от лица мальчика, которому впервые разрешили поехать со старшим братом на праздник. Главная идея рассказа — гармония и красота жизни простых людей. Автор с большой любовью описывает родную природу, национальные обычаи и нравы, участников народного праздника — отважных и ловких юношей. На фоне всего этого веселья А. Кадыри показывает трагедию: в самый пик праздника один из всадников выпадает из седла, и его затаптывают лошади. Что это? Трагическая случайность или судьба? Писатель не отвечает на вопрос. Он оставляет его на суд читателей, на размышления своего двенадцатилетнего героя, для которого праздник закончился драмой. Так, из-под пера еще совсем молодого писателя вышло содержательное произведение, которое во многом предвосхитило появление глубоко философских рассказов без всякой социальной заостренности о жизни простых людей.

В последующие годы Абдулла Кадыри создает три рассказа: «Смерть от радости» (1917), «Тихое дело» (1920) и «Мой отец, и большевик» (1922).Эти рассказы разноплановые, но объединенные стремлением автора активно участвовать в жизни своего народа. События, происходившие в Туркестане в 1917-1920 гг., ставят перед писателем множество вопросов, разобраться в которых он и пытается своим творчеством. Не все в раннем творчестве получается у А. Кадыри с художественной точки зрения. И все же целый ряд образов, созданных им в ранних рассказах, подтверждает, что в узбекскую литературу нового времени пришел мощный талант. Подтверждением сказанному явилось создание первого узбекского романа «Минувшие дни» (1922-1924). Впервые он был напечатан в журнале «Инкилоб» в 1922 году, а в 1926 году вышел отдельной книгой. Е.Э. Бертельс писал: «В мире было пять школ романа, а именно, французская, русская, английская, немецкая и индийская». Шестую — узбекскую школу романа создал Абдулла Кадыри.События в романе описываются неизбежно в хронологической последовательности, иногда писатель использует прием сюжетно-композиционной инверсии. Большую роль при анализе эпического произведения имеет также и категория пространства.

Содержание романа охватывает один из важнейших периодов в истории узбекского народа — Центральную Азию середины ХIХ века. Особым мастерством характеризуется второй роман писателя «Скорпион из алтаря» (1929) — зрелое и художественно цельное произведение Абдуллы Кадыри. В нем автор вновь обращается к прошлому, показывая феодально-ханские устои и обращения. События в романе развиваются в XIX веке, во времена последнего правителя Коканда. Содержание и развитие романа полны драматизма. Главный герой романа — Анвар — выходец из простой трудовой семьи. Его детская дружба с дочерью учителя Раъно, в семье которого он воспитывался, перерастает в большую взаимную любовь. Писатель постепенно раскрывает внутренний мир главных героев, их растущее самосознание.

Список литературы

  1. XX асрнинг дастлабки ўттиз йиллигида Ўзюекистонда тарих фани (Тарихшунослик очерклари). 2 жилдлик. Т: Фан, 1994.
  2. Ўзбекистоннинг янги тарихи. 3 жилдлик. 2-жилд. / Ўзбекистон совет мустамлакачилиги даврида. Т: Шарқ, 2000.
  3. Каримов Н. Маҳмудхўжа Беҳбудий. Т: Ўзбекистон 2011.
  4. Каримов Н. XX аср адабиёти манзаралари. Т: Ўзбекистон, 2008.
  5. Ўзбекистон давлатчилиги тарихи очерклари. Т: Шарқ, 2001.
  6. Маҳмудова Г. Жадидизм ва Туркистонда ахлоқий-эстетик фикр тараққиёти. Т: Давр пресс, 2006.