Евразийский
научный
журнал

Жилищные права сотрудников (пенсионеров) уголовно-исполнительной системы

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Трясцина Юлия Геннадьевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2016»  (сентябрь)
Количество просмотров статьи: 4180
Показать PDF версию Жилищные права сотрудников (пенсионеров) уголовно-исполнительной системы

Трясцина Юлия Геннадьевна
адъюнкт Академии ФСИН России г.Рязань, Россия, г. Екатеринбург
Научный руководитель: Блинков Олег Евгеньевич
д.ю.н.профессор. Факультет научно-педагогических кадров
Академии ФСИН России (заочная форма обучения
Trjastsina Julija Gennad'evna
d.yu.n.professor. Faculty of scientific and pedagogical
shots of FSIN of Russia Academy (extramural studies)
3590568@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются действующие виды жилищного обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы, действенность и реальность жилищных прав сотрудников уголовно-исполнительной системы. 

Ключевые слова

Жилищное право, жилищные права, уголовно-исполнительная система, сотрудники, пенсионеры.

Annotation

In article the operating types of housing providing employees of a penal correction system, effectiveness and reality of the housing rights of employees of a penal correction system are considered.

Keyword

Housing right, housing rights, penal correction system, employees, pensioners.

В соответствии с основным законом нашей страны - Конституцией Российской Федерации (статьи 17 и 18), «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими». Из этого следует, что права человека – основополагающее понятие в современном обществе. Статья 40 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого гражданина на жилище. Данное право является разновидностью социально-экономических прав и имеет особое значение в системе прав человека, поскольку входит в наиболее важную часть основных прав и свобод человека. Правовая сущность права на жилище находится в непосредственной связи с различными сферами государства, прежде всего, социально-политической сферой государства. Его уровень осуществления и защищенности напрямую зависит от законодательного и финансового потенциала Российской Федерации. Жилищное право, по содержанию, - это совокупность норм, гарантирующих права граждан и юридических лиц на жилье. Жилищные правоотношения являются основой предмета регулирования жилищного права и представляют собой отношения, возникающие по поводу жилища. Отсюда, жилищными правами сотрудников (пенсионеров) уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) являются виды обеспечения жильем данной категории граждан. Общеизвестно, что разрешение жилищного вопроса сотрудников (пенсионеров) УИС особо важно и актуально, ведь это «стражи государства», от их деятельности зависит сила и мощь государства. Как свидетельствует статистика, на 19.09.2016 количество сотрудников и пенсионеров УИС, нуждающихся в улучшении жилищных условий, превышает 7000 семей, из них аттестованных сотрудников – более 3000, пенсионеров УИС – свыше 4000, при этом, жилых помещений для постоянного проживания нет и у половины из них.

На сегодня, в сфере жилищного обеспечения Российское законодательство претерпело значимые изменения. В настоящее время существуют следующие виды жилищных прав сотрудников и пенсионеров УИС:

  1. право на выдачу один раз государственных жилищных сертификатов (далее – ГЖС) по постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы» (далее – Правила), приказу ФСИН России от 16.05.2012 года № 267 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей ГЖС, оформления и выдачи ГЖС гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы в УИС» (далее – подпрограмма), а именно:

    Из содержания пунктов 5, 19 Правил следует, что для включения в число граждан-участников подпрограммы и реализации вышеназванного вида права необходимо наличие следующих условий:

    • подпункт «а» пункта 5 Правил: продолжительность службы в календарном исчислении должна составлять 10 лет и более, увольнение со службы в УИС по п. «Б» (достижение предельного возраста), п. «Ж» (по болезни) п. «3»(по ограниченному состоянию здоровья), п. «Е» (по сокращению штатов) статьи 58 Положения о службе в ОВД, гражданин должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и стоять в списках очередников на получении жилых помещений в учреждении или органе УИС;
    • подпункт «б» пункта 5 Правил: на участие в подпрограмме имеют право граждане, подлежащие переселению из … поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее – поселки). Перечень данных поселков утверждается Правительством Российской Федерации. ФСИН России осуществляется выдача ГЖС в рамках средств социальных выплат, указанных в графике выпуск и распределения ГЖС. Данный график ежегодно утверждается отдельным распоряжением Правительства Российской Федерации. При этом, в последние два года уровень финансирования подпрограммы крайне ограничен и не дает в полном объеме обеспечить заявки УИС на выдачу ГЖС. Но тем не менее хоть в незначительном количестве, но все равно ежегодно ГЖС выдаются сотрудникам (пенсионерам) УИС (так, в 2015 и 2016 годах ГЖС выданы более 400 семьям УИС) и это одновременно подтверждает реальность реализации сотрудниками (пенсионерами) УИС вышеуказанного жилищного права;
  2. право на оказание безвозмездной финансовой помощи (далее – БФП) на строительство и приобретение жилья по приказу Минюста России от 05.09.2006 № 281«Об утверждении Инструкции о порядке оказания сотрудникам УИС безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство», где в п.1 указано, что БФП предоставляется только сотрудникам УИС, состоящим на жилищном учете по месту службы. Из этого следует, что уволенные из органов УИС сотрудники претендовать на предоставление БФП по вышеназванному приказу не могут. Выплата БФП производится при наличии желающих по мере финансирования. На сегодня финансирование БФП очень мало, но тем не менее все равно производится. Это является также ярким свидетельством реальности данного вида осуществления жилищных прав сотрудниками (пенсионерами) УИС;
  3. право на выделение жилых помещений, приобретенных (построенных) учреждениями и органами УИС при осуществлении Федеральной службой исполнения наказаний функций государственного заказчика по жилищному строительству, по Жилищному кодексу Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и Федеральному закону от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 283-ФЗ), посредством заключения договоров социального найма с сотрудниками (пенсионерами), вставшими на жилищный учет до 01.03.2005 (ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), только при наличии их желания на выделение и права по законодательно установленным нормам положенности, а также, жилищного фонда. Последний периодически пополняется и данное право нельзя назвать формальным;
  4. право на получение служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда (при его наличии и подтверждении правовых оснований его предоставления), а также, право на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (при наличии права и финансирования) сотрудникам УИС, в том числе, не значащимся на жилищном учете в учреждениях и органах УИС, не имеющим права на ЕСВ по ФЗ № 283-ФЗ, постановлениям Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 № 217 «Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов» и от 12.03.2013 № 204 «О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах». Следует отметить, за 2015-2016 годы по состоянию на 19.09.2016 года сотрудниками УИС получено значительное количество служебных жилых помещений, более 6000 сотрудникам выплачена денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений;
  5. право на получение единовременной социальной выплаты (далее – ЕСВ) по ФЗ № 283-ФЗ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации». Получение ЕСВ сотрудниками учреждений и органов УИС возможно при наличии следующих моментов:
    • данное право имеют сотрудники, с общей продолжительностью службы не менее 10 лет в календарном исчислении, один раз за весь период службы, в том числе, в учреждениях и органах (ч. 1 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ).
    • предоставление ЕСВ сотруднику осуществляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти по месту прохождения службы сотрудника, или уполномоченного им руководителя при соблюдении законодательно установленных вышеназванными нормативными актами условиях (п. 2 ч. 3 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ) в пределах бюджетных ассигнований, выделенных соответствующему федеральному органу исполнительной власти.

    По состоянию на 19.09.2016 в УИС за 2013-2016 годы ЕСВ выдана более 1500 сотрудникам (пенсионерам). Все это характеризует ЕСВ также как реальный способ осуществления жилищных прав рассматриваемой категорией граждан путем получения сотрудниками (пенсионерами) УИС компенсаций и социальных гарантий.

    Все это свидетельствует о реальности существующей сегодня системы прав на жилье сотрудников и пенсионеров УИС, ее следовании требованиям ст. 40 Конституции Российской Федерации. Она действительно помогает реализовывать сотрудникам (пенсионерам) УИС такие конституционные гарантии как право граждан на жилище и, следовательно, является важным источником их социальной защиты людей, укрепления основ государства, прежде всего, в его социально-политической сфере.

Библиографический список:

Нормативные документы:

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения –17.09.2916 г.).
  2. Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ (ред. от 29.02.2016) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения – 17.09.2916 г.).
  3. Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения – 17.09.2916 г.).
  4. Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения – 17.09.2916 г.).
  5. Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения – 17.09.2016 г.).
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 г. № 217 «Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы … Российской Федерации, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения – 17.09.2016 г.).
  7. Приказ Минюста РФ от 05.09.2006 г. № 281«Об утверждении Инструкции о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения – 17.09.2016 г.).
  8. Приказ ФСИН России от 16.05.2012 г. № 267 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы в уголовно-исполнительной системе» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения – 17.09.2016 г.).