Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ЗАЯВЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН: СПЕЦИФИКА ПОДАЧИ И ПРОБЛЕМАТИКА РЕАГИРОВАНИЯ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лебедев Виталий Вячеславович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2024»  (ноябрь, 2024)
Количество просмотров статьи: 63
Показать PDF версию ЗАЯВЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН: СПЕЦИФИКА ПОДАЧИ И ПРОБЛЕМАТИКА РЕАГИРОВАНИЯ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Лебедев В.В
магистр
Азовский государственный педагогический университет
(г. Бердянск, Россия)

Аннотация: Настоящая научная работа посвящена исследованию заявления как особого вида обращения граждан в рамках российского правового поля. Автором исследуются проблемные аспекты подачи и регистрации заявления, а также предлагаются пути разрешения имеющихся юридических пробелов и коллизий.

Ключевые слова: заявление, обращение граждан, государственные органы, взаимодействие с государством, публично-правовые отношения.

Современное отечественное законодательство в сфере регламентации административно-правового регулирования содержит достаточно обширный пласт нормативного материала, посвященного институту обращения граждан во взаимодействии с государственными органами. Нормативное регулирование зиждется на конституционном регулировании, проходящем особым лейтмотивом через все иное специальное законодательство.

Одним из таких способов взаимодействия граждан с государством является подача особого рода обращения, поименованного в качестве заявления. Под ним в силу прямого указания закона понимается процедурное ходатайство, прошение и требование субъекта правоотношений о содействии в реализации его субъективных законных прав и свобод или прав и свобод третьих лиц, также может подразумеваться сообщение о совершении преступления и (или) иного правонарушения, говорится о выявленных недостатках в работе либо критика деятельности государственных органов и должностных лиц [1, c.9].

Соответственно, данной правовой категорией охватывается достаточно обширный массив правоотношений, который охватывает различные сферы взаимодействия публично-правового характера.

В доктрине отмечается, что на текущий момент развития отечественного регулирования наблюдается слабо сформированная конструкция взаимодействия пути подачи заявления, его рассмотрения и выдачу определенного результата рассмотрения. Данный факт может быть обусловлен тем, что здесь уже затрагиваются не только субъективные, но и публично-правовые интересы общества и государства, поскольку, как было указано раннее, в данном виде обращения может быть отражена критика недостатков работы органа публичной власти [2, c. 25]. При обращении с заявлениями участник правоотношений выступает как элемент воздействия демократического режима, его неотъемлемый участник, влияющий на административное управление с целью совершенствования их деятельности в общих интересах. Безусловно, в легальном аспекте необходимо предусмотреть четкий и сбалансированный механизм учета как частных, так и публичных интересов [3, c. 50].

Интерес частноправового характера должен проявляться в своевременном и надлежащем рассмотрении заявлений. Публично-правовой интерес при получении и обработки заявления должен строится на принципах профессионализма, демократизма и законности, тем самым повышая уровень доверия общества и граждан к государству. Именно соблюдение этих требований при рассмотрении обращений граждан и будет служить критерием эффективности работы государственных органов и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц по результатам рассмотрения [4, c. 5].

В ситуации, где цель обращения связана с получением информации, конкуренция норм возникает, в частности, между ФЗ N 59 и Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В данном случае Законы о доступе к информации являются специальными, и все их отличительные положения нейтрализуют действие норм ФЗ N 59, регулирующих тождественные отношения. К примеру, в п. 6 ст. 11 ФЗ N 59, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, просто сообщается о невозможности дать ответ [5, c.117].

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, стоит подчеркнуть, что заявление как механизм защиты прав граждан играет важную роль в правовой системе, обеспечивая возможность обращения граждан к государственным органам для защиты своих прав и законных интересов. Правовая сущность подобного вида обращения сводится к корреспондирующим конституционным нормам, провозглашающим Российскую Федерацию как демократическое и правовое государство. С целью реализации данных норм институт подачи и рассмотрения заявлений в адрес государственных органов надлежит качественному совершенствованию как с точки зрения законодательства, так и правоприменения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Адриановская Т.Л. Социальная услуга // Социальное и пенсионное право. 2020. N 2. С. 9 — 13.

2. Винокуров В.А. Права и свободы человека и гражданина при обработке персональных данных в части соблюдения личной и врачебной тайны // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 3. С. 24 — 28.

3. Дзидзоев Р.М. Российская общественная инициатива как форма современной демократии / Р.М. Дзидзоев // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 7. С. 49 — 51.

4. Симорот С.Ю., Ильиных К.Ю. Некоторые вопросы правового регулирования и практической реализации законодательства о рассмотрении обращений граждан // Актуальные вопросы юридической науки и практики: Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. Хабаровск, 2018. С. 3-6.

5. Хохрина Г.А. Ответственность за нарушение Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» / Г.А. Хохрина // Юристъ-Правоведъ. 2008. N 4. С. 115 — 118.