Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Фаизова Эльвира Аслямовна
Аспирантка исторического факультета БашГУ
В развитии металлургической промышленности в России видная роль принадлежала тульским купцам и заводчикам Масаловым. В 1720-40-е годы Масаловы строили заводы в центральной части России (близ Тулы, на р.Дубне, на притоках Угры).
Масаловы были земляками известных горнозаводчиков Демидовых, которых хорошо знали.
Известный тульский купец и промышленник Антип Максимович Мосолов вместе с доставшимися ему по наследству при разделе с братьями, в 1760 году Шурминскими и Буйским заводами, не имевшими доменных печей, решил создать автономный, самообеспечивающийся хозяйственный комплекс. [1]
Шум о Кирсинском луженом железе, слава владельца Курочкина на вятских и волжских рынках привели Антипа Мосолова в Омутнинский край. Здесь в дремучих лесах, на богатых рудных залежах, оформленных в 126 рудниках, Антип Мосолов решил основать металлургический завод. На речке Залазне при впадении ее в реку Белую, правого притока Вятки, Мосолов выбрал место постройки плотины и завода. Выбирая место для нового завода, заводчик Мосолов имел в виду, что по сплавной реке Белой и дальше водами Вятки выйти на верхне-вятские рынки сбыта, вытеснить с них хваленное Кирсинское железо и Холуницкий чугун и занять на просторах волжских рынков господствующее положение. Не ограничиваясь этим, заводчик Мосолов намеревался, используя трактовую дорогу, соединяющую знаменитый Кайский торговый тракт с трактом Кунгур - Хлынов, в районе северной части Удмуртии, вытеснить из северных удмуртских рынков чугунные отливы и железо Ижевского, Боткинского и Пудемского заводов и в Кайгороде - торговую инициативу уральских заводов на вятских рынках и по Сибирскому тракту. [2]
Разрешение на строительство было получено от Берг-коллегии 9 сентября 1770 года и заводчик Мосолов приступил на посессионных условиях к строительству нового завода. Имея свои свободные средства, Мосолов быстро справился с постройкой завода. Он насильно переселил со своих Шурминских заводов более 1000 крепостных в леса у устья речки Залазна, где был развернут лагерь «переселенцев».
Насильно переселяемые крепостные и их семьи шли пешком. Мужчины несли свои нищенские пожитки, а женщины несли детей. От длительных переходов они были изнурены настолько, что каждый новый шаг вызывал боль и вздохи. Истерические вопли женщин и детей неслись вглубь леса и там как бы сжимались в лесной груди и умолкали.
Это было нечто похожее на похоронную процессию.
15 мая 1790 года Вятская казённая палата сообщила о причислении переведённых поручиком Мосоловым из Тульского в Вятское наместничество 42 душ в Залазнинский завод (3).
В отличие от владельца Кирсинского и Песковского заводов Курочкина, заводчик Мосолов отвел специальную делянку в заводской посессионной даче, разрешил рабочим бесплатно рубить казенный лес, выдал всем желающим «переселенцам» ссуды и обязал их строить деревянный дымные избы. Крепостные рабочие «переселенцы» с Шурминского завода на протяжении почти 20 лет строили на Шурминском заводе свои жилища, а теперь эти избенки рабочих забрал заводчик Мосолов бесплатно. Поэтому он и проявил большую «щедрость», чтобы впоследствии доказать свои юридические права на бывшие жилища рабочих. Крепостные же рабочие «по милости» заводчика Мосолова на слезах и своей крови строили вновь себе жилища.[4]
Заводчик Мосолов в очень короткий срок, почти на протяжении одного года, возвел платину и создал водоем, на котором установил водяной двигатель. Одновременно была построена доменная печь. На Залазнинском заводе были поставлены четыре кричных горна и три молота для ковки полосового железа.
Первая продукция была выпущена на заводе 11 февраля 1772 года, эта дата и считается годом основания Залазнинского (Верхне-Залазнинского) завода, а в последствии - село Залазна. Завод основан на реке Залазне, притоке реки Белой, впадающей в реку Вятку, в 220 верстах к востоку от горы Вятки, в 50 верстах севернее города Глазова. На заводе работало: собственных рабочих 150, крепостных 408 и вольнонаемных 200 человек, всего 758 человек.
В 1777 году при заводе числилось 287 мастеровых и работных людей. В 1773-1806 годах выплавлялось по 87 тыс. пуд. чугуна в г. Производительность завода составила в 1781 году чугуна 75,5 тыс. пудов и железа в 1798 году 5,6 тыс. пудов. [5]
Первоначально завод состоял из одной доменной печи, 4 кричных горнов и 3 молотов. Использовались для плавки местные бедные руды — сидериты, содержащие 27% железа. Разрабатывались рудники, расположенные от завода на расстоянии до 70 верст. Топливной базой служили арендованные леса из государств дач, позднее приписана дача (по данным 1859 года) в 58264 десятин, из которых 54451 десятин находились под лесом.
Согласно Генеральному описанию 1797 года, на заводе имелись: доменная фабрика с 1 доменной печью, молотовая фабрика с 3 кричными горнами и 3 кричными молотами, кузница с 5 ручными горнами, меховая для изготовления и ремонта мехов, лесопильная мельница с двумя рамами. При заводе числилось собственных владельца крепостных мастеровых и работных людей 287 человек, приписных крестьян не было. Завод располагал 20 действующими и 179 недействующими рудниками. Выплавлено чугуна: в 1777 году — 46 тысяч пудов, в 1781 году — 75,3 тысяч пудов,в 1784 году — 95,3 тысяч пудов, в 1790 году — 75,4 тысяч пудов, в 1800 году — 71 тысяча пудов, в 1806 году — 81,5 тысяч пудов. В среднем в 1773-1806 годах выплавлялось чугуна в год по 87 тысяч пудов. Железа изготовлялось в 1793-1806 годах ежегодно от 3 до 10 тысяч пудов, в среднем — по 5,4 тысяч пудов в год. [6]
В первые же годы работы завода выявилась недостаточность объема кричных горнов. Кроме того, очень трудным оказался сплав продукции по реке Белой. Река быстро мелела после весенних половодий; глубина ее местами мешала проходить баржам, а берега в ряде мест могли вместить баржу только в самый большой разлив весенних вод.
После смерти владельца и основателя Залазнинского завода Антипа Мосолова (в 1806 г.) завод его в 1808 году перешёл по наследству его сыну Ивану Мосолову. Новый владелец, получив в наследство завод и большие капиталы, в течение всех 10 лет владения заводами не только не занимался заводским делом, но даже не был на Залазнинском заводе, не знал, где он находится, и как обстоят заводские дела. Он получал прибыли, прокучивал свои свободные капиталы, проигрывал на скачках и заемные капиталы. В результате он довёл завод до тяжёлого состояния. Выпуск продукции уменьшался, а себестоимость неимоверно возрастала.
Но в 1816 г. Иван Антипович Мосолов умер, а завод перешёл к трём дочерям Мосолова на совладельческих правах.
Примечания: