Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Южный Урал- многонациональный Край

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Жакупова Людция Сагитовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 2801
Показать PDF версию Южный Урал- многонациональный Край

Жакупова Людция Сагитовна, воспитатель МБДОУ " Детский сад № 10 г.Челябинска" Россия,г.Челябинск




Цель занятия: формирование у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.

Задачи занятия:

• Расширить знания детей о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.

• Познакомить их  с национальной одеждой народов Южного Урала.

• Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских.

• Приобщать детей к играм народов Южного Урала;

• Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.

Предварительная работа: В разных видах деятельности знакомство детей с культурой народов, проживающих на территории Южного Урала:

- знакомство с национальным костюмом, жилищем, родом деятельности людей разных национальностей;                                                                                                      - знакомство с историей Родного Края.                                                                          - знакомство с национальными танцами , песнями, играми.                    

-разучивание русских народных песен и песен современных авторов.

-разучивание подвижных игр разных народов;                                                                 - экскурсии по городу Челябинску.

 Оборудование:  музыкальный центр, аудиозапись, шкатулка с бусинками и леской, 4 платка, проектор, мини-музей « Русское подворье», ложки деревянные на каждого ребенка, национальные костюмы для танца

                                 Ход НОД:

Дети заходят в зал . Их встречает Хозяйка Медной Горы.

Хозяйка: Здравствуйте, я думаю, вы меня узнали. Я- Хозяйка Медной Горы, другими словами – Хозяйка всего Южного Урала. Пришла к вам посмотреть,  как же живут люди на Урале.  Слышать, много слыхивала , а вот теперь пришло время посмотреть, тем более на дворе – Весна. Хочу все сама увидеть. А пойду-ка я на экскурсию по Родному Краю, вы пойдете со мной. Вместе веселее.

Дети: Пойдем                                                                                                                            Хозяйка: Тогда пошли .  Как зовется наш край?                                                                                 Дети: Южный Урал                                                                                                                                     Хозяйка: А какие народы по национальности живут на Южном Урале?                         Дети: татары, башкиры ,русские

Хозяйка: А как вы думаете? Давно люди  живут на  Южном Урал?                                 Дети: Давно

Хозяйка: Да, очень давно. Уже как 5 веков живут на этой земле.  Пришли на эту землю люди: понравилась им эта земля, стали её обживать. То в одном месте появились села, то в  другом  аулы. то в третьем –станицы. Это сейчас мы называем города, деревни,  села, а в старину  люди называли на своем языке, да и разговаривали на своих национальных языках: на русском, татарском, башкирском , да и на других языках. А так как народ на Южном Урале живет гостеприимный ,любит ходить в гости друг другу. Стали люди учиться понимать друг друга, учить говор, да и быт перенимать друг у друга. Так русское население показало башкирам, как же хорошо жить в домах. Башкир – башкорт в переводе на русский язык означает « главный волк».                                                                                                        А почему такое значение ?                                                                                             

Послушайте легенду:

Происхождение башкир

В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. У них были большие табуны коней.. Кроме того, они занимались охотой. Однажды откочевали они в поисках лучших пастбищ далеко. Долго шли, прошли великий путь и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: "Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем". И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты( стали заниматься охотой, разводить скот.
С тех пор наши предки стали называться "башкорттар", т.е. людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали "корт". Баш корт - значит "головной волк". Вот откуда произошло слово "башкорт" - "башкир".

Наверное, поэтому этот народ любит природу. Песни , стихи, танцы :все посвящают  природе, солнцу, горам , лесам, цветам.                                                                                               Посмотрите, как жили наши предки . Вот с тех пор живут люди разных национальностей в мире , дружбе и согласии. Учатся друг у друга  хорошему.

А так одевалось русское население , а так башкиры. Одежду  носили разную . Да и песни, танцы, игры каждый народ сочинял свои.

                          

                   Песня « Как у наших у ворот»(дети поют)

А танцы какие задорные танцевали.

                        Танец « Подружки»

А какие игры дошли до наших дней.

                   Игра «Юрта»

Мы веселые ребята

Соберемся все в кружок

Поиграем и попляшем

 И помчимся  на лужок.

                 Игра «Цапки»

Под моею крышей                                              на горе стояли зайцы

Собрались малыши                                               и кричали:

Заяц, белка, жаба-цап.                                     Прячьте пальцы- цап!

                                 Итог  НОД:

 Все женщины любят украшать свою одежду. Чем могли украсить свою одежду? Давайте и мы с вами соберем бусы. Пусть каждый подойдет к столу и выберет себе понравившуюся бусинку. Я буду нанизывать ваши бусинки на леску. Так у нас получатся красивые бусы. (собирают бусы)

- Мы с вами много говорили о народах проживающих в нашей стране и на Урале, об их традициях, жилищах…                                                                                                                                  Как называется наш край?  (ответы детей)                                                                                      Какие народы живут у нас на Южном Урале?  (ответы детей) .

- Дружба - доброе, хорошее слово. И нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу.

- А теперь посмотрите на наши бусы. Каждая бусинка красива, но только когда соберешь все бусинки вместе, получается вот такое замечательное украшение. Вот так и каждый народ удивительно интересен по своему, но когда все народы живут дружно в Родном Крае, Стране , Страна от этого становится богаче и сильнее. Потому что в дружбе наша сила. Не простые у нас бусы! Они- символ дружбы. Мы поместим их на самое видное место в группе и если кому-то захочется поссорится, пусть посмотрит на эти бусы и вспомнит, что только вместе мы сила.