Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Зурабова Хьава Мусаевна
студент ЧГУ,
Россия, г. Грозный
E-mail: zm.khava@mail.ru
В конце 19 века, когда в Чикаго (США) 2 июля 1999 г. состоялся совершеннолетних, был заложен фундамент для построения системы судебных и правоохранительных органов, а также специализированных государственных учреждений, которые бы осуществляли защиту прав несовершеннолетних. Данная системы была названа как «ювенальная юстиция» и занималась непосредственно рассмотрением и разрешением дел о правонарушениях, совершенных подростками.
Создание отдельной, независимой системы в первую очередь обуславливалось острой необходимостью наладить процесс реинтеграции совершивших преступления подростков обратно в общество. Также в качестве основных закреплялись такие цели, как повышение степени правовой защищенности несовершеннолетних. повышение уровня надзора за подростками и, как следствие, уменьшение уровня детской преступности.
Еще в первые годы практики ювенальная юстиция показала свою высокую эффективность в борьбе с вышеперечисленными проблемами по сравнению с судами общей юрисдикции. Идея гуманизации, лежащей в основе данной системы, характеризуется своей направленностью на то, чтобы перевоспитать преступника, а не наказать.
Обращаясь к опыту европейских стран, можно заметить, что каждая из них формирует свою политику в это направлении «по-своему». К примеру французы склонны считать, что у них не так много детей, чтобы сажать их в тюрьму. Именно этим обуславливается наличие всего 1 детской исправительной колонии закрытого типа, которая рассчитана всего на 500 мест. К большинству юных правонарушителей во Франции применяют другие методы наказания, отличающиеся от традиционного уголовного преследования. Считается, что главное — достучаться до ребенка, который нарушил закон, чтобы он осознал свою вину и не повторил содеянного.
Такой подход к наказанию именуется как «восстановительное правосудие». Основная его идея заключается в том, что суд дает ребенку возможность на договорной основе возместить физические, материальные и эмоциональные убытки потерпевшему, и таким образом искупить вину за совершенное преступление. Восприятие своих поступков как от отклонение от нормы, возможность самому исправить то, что случилось, чистосердечное желание никогда не повторять подобную ситуацию — главный урок, который должен вынести подросток после процедур «восстановительного правосудия». Результатом является действенное раскаяние правонарушителя, осознание им своей вины и серьезности нанесенного потерпевшему ущерба, а также полное возмещение такового.
Довольно интересным институтом ювенальной юстиции является служба пробации, которая действует в США и большинстве стран ЕС. Она представляет собой своеобразный аналог государственного органа исполнения наказания с более широкими полномочиями. Отличием является то, что специалисты службы пробации начинают работать с ребенком с момента совершения правонарушения, сопровождают его во время рассмотрения дела, вынесение решения по нему, а также на стадиях исполнения наказания и дальнейшей реинтеграции правонарушителя в общество.
Альтернативой ювенальной юстиции в России, основываясь на конституционных принципах защиты детства, является существующая система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Права детей в России сегодня защищаются большим числом государственных органов и общественных организаций, к которым относятся: аппарат уполномоченного по правам ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, суды, прокуратура, Министерство внутренних дел, Служба исполнения наказания, Министерство образования, Министерство здравоохранения и социального развития, различные комитеты, общественные правозащитные организации и др. Таким образом, в России существует идентичная по своему назначению ювенальной юстиции система защиты прав детей.
Хочется верить в то, что в перспективе в нашей стране данный институт получит свое законодательное и практическое развитие, закрепляя в качестве основного принцип индивидуального рассмотрения преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Список использованной литературы: