Евразийский
научный
журнал

Взаимосвязь уровня образования с восприятием педагогами дошкольной организации различных аспектов профессиональной деятельности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мартюшевская Татьяна Валерьевна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 1058
Показать PDF версию Взаимосвязь уровня образования с восприятием педагогами дошкольной организации различных аспектов профессиональной деятельности

Мартюшевская Татьяна Валерьевна
E-mail: mtv0304@yandex.ru

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, вступлением в силу профессионального стандарта педагога, возникает необходимость изучения взаимосвязи уровня образования с восприятием педагогами различных аспектов профессиональной деятельности. Педагоги дошкольной ступени образовательной системы, получившие высшее профессиональное или среднее профессиональное педагогическое образование, в соответствии с личностными особенностями, которые детерминируют проявление определенных поведенческих реакций в профессиональной деятельности, что оказывает непосредственное влияние на стратегию педагогической деятельности и решение определенных профессиональных задач. Очевидно, что восприятие педагогом различных аспектов профессиональной деятельности тесно связано с уровнем образования и личностными особенностями. Поскольку, продуктом деятельности педагога является индивидуальный опыт ребенка, сформированный в процессе воспитательно - образовательной деятельности, мы проанализируем психологические особенности педагогов имеющих высшее профессиональное образование и среднее профессиональное педагогическое образование и определим наличие зависимости приоритетных ценностей, психоэмоционального состояния, самооценки, стиля работы, уровня субъективного контроля, удовлетворенности трудом от уровня педагогического образования. Для исследования была выбрана методика «Психологический портрет педагога» Автор Г.В. Резапкина, которая позволяет построить "портрет" педагога по следующим шкалам:

1. приоритетные ценности,

2. психоэмоциональное состояние,

3. самооценка,

4. стиль преподавания,

5. уровень субъективного контроля,

6. удовлетворённость трудом.

Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 88 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара. В исследовании приняли участие 32 педагога. Проведенное исследование показало, что педагоги со средним профессиональным образованием среди приоритетных ценностей выбрали отношения с детьми. Собственные переживания педагогов с высшим прецессионным образованием " говорят о самодостаточности" педагога, концентрации на своих переживаниях и проблемах. Неустойчивая самооценка педагога со средним специальным образованием может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. У педагогов с высшим профессиональным образованием преобладает позитивная самооценка. Демократический стиль работы педагогов позволяет прислушиваться к мнению воспитанников, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только послушание, сообразительность, но и личностные качества детей, но у педагогов с высшим профессиональным образованием демократичный стиль встречается чаще, чем у педагогов со средним профессиональным образованием. Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. У педагогов со средним и высшим педагогическим образованием недостаточно сформирована ответственность за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни, но у педагогов с высшим профессиональным образованием несформированность субъективного контроля более выражена, чем у педагогов со средним специальным образованием. Удовлетворенность трудом - общее понятие, отражающее степень душевного благополучия профессионала. Недостаточная удовлетворенность своим трудом педагогов со средним профессиональным образованием, говорит о низкой профессиональной мотивации, слабом интересе к процессу и результатам своей профессиональной деятельности, трудностях трудовой адаптации. У половины педагогов с высшим профессиональным образованием высокая степень удовлетворенности трудом, а у второй половины педагогов - недостаточная степень удовлетворенности своим трудом.

Таким образом, можно сделать вывод: у педагогов со средним профессиональным образованием и у педагогов с высшим профессиональным образованием есть существенные различия в приоритетных ценностях профессиональной деятельности. Так же прослеживается различие в уровне самооценки педагогов со средним и высшим профессиональным образованием. Однако, такие показатели как психоэмоциональное состояние, уровень субъективного контроля и удовлетворенность трудом не показали существенных различий у педагогов со средним и высшим профессиональным образованием.