Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Давыдова Екатерина Викторовна
г. Санкт-Петербург
E-mail: licedei@yandex.ru
Аннотация. В статье представлены результаты пилотажного исследования ,проведенного на учащихся начальной школы, демонстрирующие взаимосвязь между развитием свойств психологической границы личности и переживанием обиды.
The article presents the results of the pilot study conducted on students in elementary school , showing the relationship between the development of the psychological properties of the boundaries of personality and experience resentment
Ключевые слова. Психологическая граница, взаимосвязь, обида
С переживанием обидой сталкивается ,наверное, каждый специалист психологической службы. Конфликты между одноклассниками, родителями, нежелание понять и договориться. Во всех этих ситуациях в той или иной мере человек переживает обиду.
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова[11], обида определяется, как Несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство.
Проблема обиды рассматривалась под разным углом зрения различными психологическими школами и направлениями.
В транзактном анализе обида определяется как форма детского поведения.
В психоаналитическом подходе,в частности у К.Хорни[10,с.231] определяется как невротическая реакция на в отношениях, связанная с оценкой «Я»
В гештальтпсихологии [9,с.230 ]чувство обиды, относят к эмоции, относящейся к незавершенным ситуациям, которое невозможно понять правильно , не оценив значимость цепляющегося отношения. »Цепляющийся человек»не может отпустить свою добычу, отказаться от нее, он не способен успешно иметь дело с тем, кто стал объектом его фиксации: усиливая «присасывание», он не прекращает попыток извлечь что-то из уже к выдохшихся взаимоотношении, не получая больше удовлетворения, а лишь изматывая себя и усиливая чувство обиды. В таких отношениях не происходит разделения на фигуру и фон, вместо этого они сливаются. На наш взгляд, речь идет о нарушении психологической границы.
В отечественной психологии проблема обиды наиболее полно рассматривает Ю.М.Орлов[8,с.12]. Автор рассматривает обиду как реакцию на несоответствие ожиданий и реальным поведением партнера по общению.
В данной статье мы хотим поделиться своими исследованиями в данной области, проведенными на учащихся начальной школы .
В начале нашего исследования нам необходимо было определиться, что младшие школьники понимают под «обидой». В данном исследовании приняло участие около 100 учащихся начальной школы. Им был задан вопрос : «Что вы делаете, когда обижаетесь?».
В результате были получены определения, которые были подвергнуты контент - анализу. Далее, на основе самых часто встречающихся ответов полученных ответов были сформированы 15 конструктов.
Таким образом, из полученных ответов видно, что большинство ребят воспринимают обиду как молчание, т.е. способ разорвать контакт.
Эти данные подтверждаются контент – анализом изображений младших школьников .Учащимся было предложено изобразить обиженного человека. .Большинство ребят(около 80%) изобразили обиженного человека со скрещенными на груди руками.
Данный жест демонстрирует желание поставить границу, отстранится, отделиться.
Примеры работ детей на тему «Обиженный»
Таким образом , руководствуясь результатами исследовании видно, что феномен обиды тесно связан с психологической границей личности.
Проблема психологических границ личности затрагивалась в психологии с начала 20 века. Среди современных авторов этот вопрос разрабатывала Т.С.Леви[3,с.131]. Автор считает, что формирование психологической границы происходит в процессе осознания своего пространства его отстаивания и преодоления симбиотических отношений. Оптимальная граница, с точки зрения Т.С.Леви, способна в зависимости от состояния мира и нашего желания менять свои характеристики.
Т.С. Леви выделяет 6 функций психологической границы, которые проявляются в действиях человека в соответствующих ситуациях[3,с.133]:
Нами было проведено исследование, в котором приняло участие 80 учащихся начальной школы. Для исследования выбраны 2 методики:
Результаты проводимого исследования представлены в таблице.
Таблица 1 «Результаты корреляционного анализа»
Соотношение психологической границы личности и обиды.
Функции психологической границы | ||||||
Невпускающая | Проницаемая | Вбирающая | Отдающая | Сдерживающая | Спокойно-нейтральная | |
Обида | 0,046818 | -0,11886 | -0,0232 | -0,11886 | -0,13911 | -0,2822 |
*Примечание.значимы при p<0,05
*Примечание.Жирным шрифтом в таблице обозначены значимые корреляционные связи
В таблице функции психологической границы представлены в вертикальной плоскости,а шкала обиды в горизонтальной.
Как видно из таблицы, для 6 шкалы ( спокойно-нейтральная функция границы) обнаружена значимая отрицательная корреляционная связь с показателем по шкале обида. Таким образом, респонденты с высокими показателями по шкале обида имеют значимо более низкие показатели по сдерживающей функции границы, т.е они склонны к переживанию тревоги, им сложно сдерживать свои эмоции.
Результаты наблюдения за обидчивыми детьми подтверждают результаты диагностики. Такие дети не любят и не хотят терпеть. Им необходимо немедленное выполнение их просьб, они тяжело переживают критику в свой адрес.
Интересно, что в отдельности для каждого класса корреляция между психологической границей и обидой выше и наблюдается между разными свойствами психологической границы. Данное наблюдение, дает нам основание предполагать, что одним из важных факторов , влияющих на взаимосвязь психологической границы личности и ее свойств, является педагог.
Примеры взаимосвязи различных функций психологической границы по отдельным классам представлены в таблицах.
Таблицы 2-4 Результаты корреляционного анализа по отдельным классам
Таблица 2
Функции психологической границы | ||||||
Невпускающая | Проницаемая | Вбирающая | Отдающая | Сдерживающая | Спокойно-нейтральная | |
Обида | 0,420507 | -0,44369 | -0,26033 | -0,18806 | -0,00428 | -0,1191 |
Таблица 3
Функции психологической границы | ||||||
Невпускающая | Проницаемая | Вбирающая | Отдающая | Сдерживающая | Спокойно-нейтральная | |
Обида | -0,1032 | 0,026465 | 0,267041 | 0,590497 | -0,6221 | 0,11411 |
Таблица 4
Функции психологической границы | ||||||
Невпускающая | Проницаемая | Вбирающая | Отдающая | Сдерживающая | Спокойно-нейтральная | |
Обида | 0,044562 | 0,041695 | 0,041695 | -0,35203 | -0,16653 | -0,39068 |
*Примечание.значимы при p<0,05
*Примечание.Жирным шрифтом в таблице обозначены значимые корреляционные связи.
Как видно из представленных таблиц, внутри отдельных классов обнаруживаются значимые взаимосвязи обиды с разными функциями психологической границы.
Выводы:
Таким образом , результатами проведенного нами исследования показывают, что феномен обиды тесно связан с психологической границей личности. Это показывает опрос учащихся начальной школы, контент-анализ изображений и наблюдение за учащимися.
Результаты проведенной диагностики и корреляционного анализа подтверждают эти выводы.
Данные результаты исследования, на наш взгляд, имеют важное практическое значение.
Понимание того, что обида связана с функциями психологических границ, в частности, со спокойно-нейтральной функцией, создает возможность , работая над развитием психологических границ учащихся, снижать остроту переживания ими обиды и формировать более осознанное отношение к своим и чужим чувствам.
Библиографический список