Евразийский
научный
журнал

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Антонова Лилия Закирьяевна, Краснова Людмила Евгеньевна, Попова Ольга Алексеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 3614
Показать PDF версию Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Л.З.Антонова, учитель-логопед, Л.Е.Краснова, О.А.Попова, воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ детский  сад №15 "Дружная семейка" г.Белгород

Одним из важных направлений современного образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, следует отметить большой рост детей, имеющих нарушения речевого развития. Значительную часть из таких детей составляют дети 5–6-летнего возраста, не овладевшие правильным звукопроизношением. Они составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект.

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные личностные нарушения, когда закомплексованность будет мешать ребенку учиться, в полной мере раскрывать природные способности и интеллектуальные возможности, реализовывать себя в будущей профессии. Коммуникативные умения обеспечивают необходимую социально- психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умение вступать в контакт с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение во многом определяют в современном обществе будущийсоциальный статус ребенка.

В соответствии с ФГОС образовательная область " Речевое развитие "

включает в себя - овладение речью как средством общения и культуры,

обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества,

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Поэтому поиски эффективных приемов и методов по коррекции речи не утратили своей актуальности. Актуальным в дошкольных образовательных учреждениях остается вопрос взаимосвязи и преемственности в работе специалистов и ему уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

В системе планирования в нашем МБДОУ комбинированного вида выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты, работающие с детьми. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить в данной лексической теме.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

  • Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.

  • Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.

  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

  • Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Совершенно очевидно, что реализовывать поставленные задачи можно только четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы комбинированной направленности для детей с ТНР начинается с начала учебного года.

Учитель-логопед и воспитатели, предъявляя единые требования к ребенку с речевыми отклонениями, стараются учитывать структуру нарушения, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания и умения, приобретенные во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

Деятельность учителя-логопеда предусматривает.

- Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы.

- Коррекцию звукопроизношения.

- Развитие фонематического слуха.

- Усвоение норм лексико-грамматических категорий.

-  Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию.

- Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.

- Коррекцию нарушений слоговой структуры.

- Развитие просодической стороны речи.

- Профилактику нарушений письма и чтения.

- Формирование навыков послогового чтения.

- Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.

- Совершенствование общей и мелкой моторики.

Задачи, над которыми работают воспитатели.

  • Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

  • Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

  • Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

  • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

  • Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

  • Формирование связной речи.

  • Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Взаимодействие специалистов детского сада осуществляется в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, открытые просмотры, мастер-классы, беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и определению перспектив дальнейшей педагогической деятельности.

Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения непосредственно образовательной деятельности с подгруппой детей и в индивидуальной форме, принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе. Совместно подбираются дидактические игры и упражнения, которые необходимо использовать на данном этапе.

Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда зависит от умения воспитателей слышать неправильно произносимый звук, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит логопедические пятиминутки по автоматизации звука, учитывая рекомендации учителя-логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.

Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и различных видах деятельности. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.

Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом.

Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы        Только такая тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.