Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Смелая Анна Сергеевна
учитель-логопед
МБОУ СОШ №3 г.Шебекино Белгородской области
E-mail: an.smelaja@yandex.ru
Аннотация: Успех логопедической работы во многом зависит от того, как организовано взаимодействие с родителями. Взаимодействие с родителями может осуществляться с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.
Ключевые слова: коррекция нарушений речи, работа с родителями, формы взаимодействия логопеда и родителей.
Семья — первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать учителю-логопеду, планируя работу с семьёй.
Значимость взаимодействия с родителями обучающихся с речевыми нарушениями, трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают логопедические занятия. Беда многих современных родителей — это отстранённость и нежелание родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех логопедической работы во многом зависит от того, как организовано взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с родителями может осуществляться с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.
Групповые родительские собрания помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагога. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Групповые консультации, семинары — очень важны в совместной работе учителя-логопеда и родителей. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный полезный материал, привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Можно включить ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания.
Ещё одна форма работы с родителями — открытые занятия. На таких занятиях родители могут посмотреть виды коррекционной работы, используемые на занятиях, увидеть пробелы в знаниях и оценить работу своих детей.
Индивидуальная работа имеет ряд преимуществ и позволяет установить более тесный контакт с родителями.
Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, их педагогическую осведомленность. Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы или индивидуальной консультации, важнейший признак которой двусторонняя активность. На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушениях конкретного ребенка, познакомить родителей с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома. На консультациях целесообразно проводить индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми по заданию логопеда.
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Занимаясь по индивидуальным заданиям, родителям предоставляется возможность участвовать в коррекционном процессе по постановке и автоматизации звуков. Так они могут проследить систему и динамику обучения.
Домашняя библиотека. Родителям можно рекомендовать использовать для домашних заданий авторские печатные пособия, альбомы по автоматизации поставленных звуков и развитию речи. Каждый альбом имеет теоретическую и практическую части, снабжён картинками. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью, а задача логопеда подобрать соответствующую литературу родителям.
К этому же виду работы с родителями можно отнести использование Интернет ресурсов. Рекомендовать родителям подборку сайтов, которыми они могут воспользоваться дома для занятий с детьми по развитию речи.
Сайт школьной логопедической службы — преимуществом данной формы является доступность. Родители в любое время могут зайти на сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим. Сайт может содержать собственные методические наработки логопеда и ссылки на различные информационные ресурсы, материала и статьи других авторов. Очень полезным и важным является «форум обратной связи» — раздел, где родитель всегда может оставить свой вопрос или пожелание, попросить разместить на сайте какой-либо материал или запросить консультацию.
Наглядная форма работы активизирует родителей в вопросах коррекции речи ребёнка. На информационном стенде для родителей можно разместить необходимую информацию, изложенную в краткой лаконичной форме. Это могут быть мини-консультации по вопросам нарушений речи и их коррекции.
Рекомендации по развитию речи детей можно рассматривать в информационных буклетах, которые раздаются на родительских собраниях, консультациях и отражают тематику собрания или консультации.
Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители могут наглядно увидеть, какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.
При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы я хотела бы сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей. А показатель уровня их самосознания — это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребёнку.
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи — необходимое условие полноценной коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими речевые нарушения, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только контроль и распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обязательно подразумевает обратную связь.
Сама проблема содружества школы и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
Литература: