Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Хаджимурадова Мадина Абусултановна
магистрант направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
Данная проблема актуальна не только для современной России, осуществляющей переход от авторитаризма к демократии, но и для западных стран с устоявшимися традициями гражданского общества.
Первоначальным и главным элементом гражданского общества является индивид, а производным — образуемые им социальные институты. Каждый индивид участвует в правоотношениях внутри гражданского общества как самостоятельный субъект, член семьи, член или участник общественного объединения, часть социальной группы. Однако гражданское общество предполагает деятельность индивида в большей мере в рамках того или1 иного объединения, в зависимости от его интересов и потребностей."
Важным и неотъемлемым элементом гражданского общества является развитая система общественных объединений, с помощью которых люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это — независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и ограждать людей от необоснованного вмешательства последних в общественную жизнь. Объединения, составляющие гражданское общество, отражают широкую палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и других интересов граждан и организаций.[1]
Демократическое государство призвано максимально удовлетворять многочисленные интересы и потребности своих граждан. Для достижения этой цели возникает необходимость информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и средствами самого государства. А это эффективно лишь при действии через институты гражданского общества. В то же время удовлетворение конкретных интересов и потребностей индивидами зачастую возможно и без вмешательства государства, силами самих индивидов, объединившихся на основе реализации этих интересов. Это важнейшая функция объединений в рамках гражданского общества.
Отношение между государством и гражданским обществом может быть предметом научной дискуссии. Отправным пунктом является вопрос о возможностях доступа членов гражданского общества в общественную (публичную) сферу. Возможности такого доступа зависят от конкретных условий жизни, которые могут оказаться сами по себе очень серьезным препятствием для участия в общественной жизни. Однако это явно противоречит «взаимному обязательству всех членов гражданского общества создавать общественную сферу, в которой все мнения могут быть выражены и все требования могут быть выдвинуты, и это включает обязательство, по которому каждое участие в дискуссиях и конфликтах в общественной сфере будет возможно.[2]
Понятия «гражданское общество» и «демократическое государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные стороны общества как единого организма. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана политикой, а политическая не изолирована от гражданской. Гражданское общество — первооснова демократической политической системы. В свою очередь, государство обеспечивает бытие гражданского общества. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов населения. Потребности гражданского общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение.
Основные характеристики взаимодействия государства и гражданского общества могут быть сведены к следующему. Гражданское общество — это социально-экономическая и личная сфера взаимоотношений между людьми. Вмешательство государства в нее должно быть минимизировано до социально необходимых величин. Роль государства заключается в основном в поддержании правопорядка, борьбе с преступностью, создании условий для реализации гражданами своих прав и свобод, частных инициатив. Гражданское общество — деполитизированное и деидеологизиро-ванное общество. Это не означает, что оно не проводит никакой политики, не исповедует никаких идей и взглядов. Это означает лишь, что в нем не может быть моноидеологии и абсолютного господства какой-либо политической силы.
Литература: