Евразийский
научный
журнал

Выявление одаренных детей в образовательном процессе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шаталина Виктория Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 8321
Показать PDF версию Выявление одаренных детей в образовательном процессе
Шаталина Виктория Анатольевна
Учитель информатики МАОУ Одинцовского лицея №6 имени А.С. Пушкина, Россия, Московская область, г. Одинцово
E-mail: vladnika@mail.ru


Сегодня чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для ребёнка, как отдельной личности, но и общества в целом. Исходя из этого, очень важным является выявление одарённости. В данной статье рассматриваются методы, которые могут использоваться всеми участниками образовательного процесса.

Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями, или имеет внутренние предпосылки для таких достижений, в том или ином виде деятельности. В настоящее время существует много методов и методик выявления одаренности детей. Например, методики А.И. Савенкова («Оценка общей одаренности», «Характеристика ученика», «Карта одаренности», «Интеллектуальный портрет»), опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой, опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н. Задориной. Но, как известно, универсального метода среди них нет. Более того, даже комплексная диагностика, проводимая в течение длительного времени, не даст гарантированно точного результата. Все выводы будут лишь приближенными к истине. Кроме того существуют проблемы психологического характера. Как известно, для проведения тестирования необходимо согласие родителей. С другой стороны, от учителя требуют выявлять таких детей и уделять особое внимание им в образовательном процессе. Как же быть? На что должен учитель обращать внимание в первую очередь?

Как правило, в классе всегда есть отличники, но являются ли они одаренными? Это вопрос спорный. Многие считают, что нет. Так что же, опять клеймо. Если ребенок старательный, то не факт, что он может быть отличником, а если отличник, то просто старательный. Вопросы продолжаются. Всем известно, что именно успевающих по какому либо предмету отправляют на олимпиады, а если ученик – отличник, то он постоянный участник многих олимпиад и конкурсов. Таких учащихся автоматически записывают в «одаренные», и они часто себя таковыми считают. До определенного времени они с удовольствием развивают в себе способности, данные от рождения. Учитель может заметить общую одаренность, когда количество усвоенных знаний перерастает в качественное интеллектуальное развитие. С другой стороны, может получить дальнейшее развитие одаренность в какой-либо области:

  1. социальной;
  2. интеллектуальной;
  3. творческой;
  4. академической;
  5. художественно-изобразительной;
  6. музыкальной;
  7. литературной;
  8. артистической;
  9. технической;
  10. лидерской;
  11. спортивной.

При активном вовлечении одних и тех же учеников в олимпиады возникает проблема пресыщения данным видом деятельности. Нередко в старших классах можно услышать такие реплики: «Опять, ну почему всегда я?!», «Я вчера участвовал» или даже «А я сегодня уже иду на олимпиаду». Действительно, невозможно углубленно изучать все предметы. Ученики начинают отказываться от всего, теряют интерес к познанию. Известны случаи, когда отличники специально снижают успеваемость. Учителя в этом случае должны проявить понимание, иначе существует опасность отвратить ребенка от той предметной области, в которой он мог бы наиболее талантливо проявиться.

Учителям предметникам необходимо обратить внимание и на других учеников. Большинство из них могли бы углубленно изучать один предмет и, в конце концов, выйти на уровень одаренности по предмету. Для выявления таких детей учитель предметник может устраивать конкурсы, марафоны, предметные недели, с вовлечением большинства своих учеников, может быть даже исключая отличников. Особенно следует присмотреться к слабоуспевающим, если они неожиданно проявили активность и интерес.

Дети, одаренные в высокой степени, часто имеют какие-то проблемы. Они

  1. мало общаются со сверстниками,
  2. могут иметь проблемы со здоровьем,
  3. эмоционально чувствительны,
  4. гиперактивны,
  5. ленивы,
  6. сопротивляются авторитарности,
  7. нуждаются в частой смене деятельности,
  8. не решают задачи «по шаблону»
  9. и, в целом, «неудобны» для учителя.

Проще всего записать такого ученика в неуспевающие и постоянно давать ему усредненные задания, в очередной раз убеждаясь в правильности своей оценки.

Для таких «одаренных двоечников» участие в предметных мероприятиях – это реальный шанс изменить свой имидж, подняться по лестнице жизни на следующую ступень. Задача учителя – помочь им в этом.

В помощь учителям разработаны специальные методики для выявления одаренных учащихся. Методика «Интеллектуальный портрет» адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Познавательная сфера

  1. Оригинальность мышления
  2. Гибкость мышления
  3. Продуктивность
  4. Способность к анализу и синтезу.
  5. Классификация и категоризация
  6. Высокая концентрация внимания
  7. Память

Сфера личностного развития

  1. Увлеченность содержанием задачи.
  2. Перфекционизм
  3. Социальная автономность
  4. Лидерство
  5. Соревновательность
  6. Широта интересов.
  7. Юмор.

В выявлении одаренных детей принимают участие разные участники педагогического процесса, а так же родители. А.И. Савенков предложил методику оценки общей одаренности. Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

В ней предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Способность к оценке. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Изобретательность

Способность рассуждать и мыслить логически

Настойчивость (целеустремленность)

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Результатом такой методики является график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.

Другая методика А.И. Савенкова – «Карта одаренности»

Эта методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:

Первая и основная функция – диагностическая.

С помощью данной методики возможно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволяет увидеть индивидуальный «портрет» развития дарований ребёнка.

Вторая функция - развивающая.

Утверждения, по которым происходит оценивание ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. Не надо забывать о том, что выявление одаренных детей не самоцель. Необходимо выстроить им индивидуальные траектории обучения. Они нуждаются в этом больше других. Неправильная диагностика может негативно повлиять на личностное развитие ребенка. Итак, проблема выявления одаренных детей очень сложна. Психологи и педагоги находятся в постоянном творческом поиске ее решения, так как нет универсальных методов диагностики.

Список литературы:

  1. «Одаренные дети. Методики выявления одаренности», А. Виневская, http://konkurs-rf.ru/catalog/ot-teorii-k-praktike/odarennie-deti-metodiki-viyavleniya-odarennosti

  2. «Принципы и методы выявления одаренных детей», - http://www.psylist.net/praktikum/00209.htm

  3. «Способы выявления одаренных детей», Кабанова М.В., http://davaiknam.ru/text/sposobi-viyavleniya-odarennih-detej

  4. «Способы выявления одаренных детей», С.А. Холмовая, http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=870