Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Выбор будущей профессии и характер человека

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Даутова Гульнара Миннулловна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 9275
Показать PDF версию Выбор будущей профессии и характер человека

Даутова Гульнара Миннулловна
студентка заочного отделения 6-курса Сибайского института (филиал) Башкирского государственного института, специальность "Педагогика и психология"

Вопрос выбора будущей профессии является актуальным и немного проблематичным в данный момент времени .Так как ,если даже человек изначально уже определился и выбрал свою будущую профессию, допустим по своим внутренним мотивациям и потребностям ,быть может к тому времени ,когда он получит на руки документ об образовании ,эта профессия может стать не столь востребованным ,как ему желалось бы.

Выбор профессии предполагает ,конечно же, в первую очередь удовлетворенность своим выбором, во-вторых ,тут немаловажную роль играют материальные аспекты как то, что каждый человек хочет, чтобы его профессия давала ему возможность жить в достатке и без нужды .И в третьих ,человек рождается для того, чтобы более или менее реализовать себя, свой природный потенциал ,свои способности и таланты.

Правильно и адекватно выбранная профессия может помочь человеку в достижении своих целей , мечт или даже просто в самовыражении. Кто-то с самого детства уже сознает кем он хочет стать в будущем ,какую же выбрать ему профессию, И стремится к реализации своих амбиций, он посещает различные кружки, секции, изучает соответствующую литературу .Кому то очень сложно сделать выбор из множества разнообразных профессий и на выбор существенно могут повлиять друзья, учителя, родители. Например, если родители являются педагогами ,то они конечно же хотят, чтобы их ребенок тоже стал педагогом .Если родители работают в области искусства и культуры, являются актерами или там музыкантами ,певцами ,то они желают, чтобы их нее дитя также пошло по их ней стезе, не учитывая желания и стремления ребенка ,даже если у ребенка нет явных признаков таланта и способностей .И еще, если родители в свою очередь не смогли получить по различным причинам высшее образование ,то они всеми силами стремятся ,чтобы их ребенок обязательно получил высшее образование ,и всячески помогают и способствуют этому. Иногда такое явление может положительно сказаться при выборе профессии, так как у всех свой темперамент и свой индивидуальный характер ,кому-то нужен толчок и необходима поддержка при выборе профессии ,а иногда интересы и стремления ребенка и родителей могут не совпадать, что может привести к каким-то к конфликтам. Свобода в выборе будущей профессии имеет важное значение в жизни человека .С выбором профессии закладываются ка личные достижения ,так и успех в той или иной деятельности.

Конечно ,при выборе будущей профессии большую роль играют: самооценка, самосознание ,темперамент, и уровень притязаний человека ,множество как внутренних, так и внешних факторов, На выбор профессии влияет и характер самого человека .В отечественной психологической литературе используются следующие определения характера:

— «Характер - содержательный и общественно- значимый компонент личности, проявление направленности ,мировоззрния в ее поведении» [ Н. Д. Левитов ].

— «Характер – психологический склад личности ,выраженный в ее направленности (отношение к людям, к себе, деятельности ,вещам и воле»[ Н.Д. Левитов].

— «Характер – общая стилистика в привычках ,навыках, усвоенных тактиках ,это общий рисунок ,манера поведения, сформированная в результате особого ,индивидуально приобретенного опыта в конкретном социальном окружении»[ А.Г. Шмелев ].

В современной американской психологии используют два альтернативных определения характера:

— характер – это этический и моральный аспект личности;

— характер – мотивационный аспект личности.

Характер – индивидуальное сочетание приобретенных в течение жизни наиболее устойчивых ,существенных особенностей личности ,проявляющихся в поведении человека ,в определенном отношении к себе ,к другим людям ,к порученному делу ,к различным трудностям.

Характер –это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности ,отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера .Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых ,существенных особенностей личности ,проявляющихся в поведении человека ,в определенном отношении:

  1. к себе [ степень требовательности ,критичности ,самооценке];

  2. к другим людям [индивидуализм или коллективизм ,эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта ,безразличие и чуткость ,лживость или правдивость и т.п.];

  3. к порученному делу [ лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость ,инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность ,организованность или несобранность и т.п.];

  4. в характере отражаются волевые качества :готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости,самостоятельности,решительности,дисциплинированности.

Среди свойств характера различают общие [глобальные] и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое воздействие на широкую сферу поведенческих проявлений .Принято выделять 5 глобальных черт характера [ А.Г. Шмелев, М. В .Бодунов, У. Норман и др.]

  1. самоуверенность – неуверенность,

  2. согласие – враждебность,

  3. сознательность – импульсивность,

  4. эмоциональная стабильность – тревожность,

  5. интеллектуальная гибкость ригидность.

Такие черты характера как экстраверсия – интроверсия сопоставляются с глобальными чертами характера – уверенностью и неуверенностью. Общительность, экстравертированность склонны проявлять уверенные в себе люди ,а неуверенность в себе проявляют замкнутость ,интровертированность.

Среди локальных ,частных свойств характера ,который влияют на частные ,узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность – замкнутость ,доминантность [лидерство] – подчиненность ,оптимизм –уныние, совестливость – бессовестность, смелость – осторожность, впечатлительность – толстокожесть, доверчивость – подозрительность, мечтательность – практицизм, тревожная ранимость – спокойная безмятежность ,деликатность – грубость, самостоятельность –конформизм(зависимость от группы ),самоконтроль –импульсивность, страстная увлеченность – апатичная вялость ,миролюбивость – агрессивность ,деятельная активность – пассивность ,гибкость – ригидность ,демонстративность – скромность, честолюбие – непритязательность ,оригинальность - стереотипность.

Характер представляет вариант усвоения человеком культурных норм ,содержавшихся в «базисной [ основной] личностной структуре ».Базисная личностная структура разделяется большинством членов общества в результате сходного опыта в раннем детстве [ это основная ,модальная личность)][А. Кардинер ].Если личность отражает культуру, отраженную в индивидуальном поведении, то характер отражает мировоззрение, отраженное в индивидуальном поведении [Д .Хонигман ,Н.Д .Левитов].

Человек обладающий здоровой зрелой личностью ,силой своего разума способен проникнуть в глубь явлений и познать их сущность ,силой своей любви может разрушить стену, отделяющую одного человека от другого ,способен понять самого себя, свое назначение ,которое отличает его от других людей, стремится стать тем ,кем он является, потенциально используя и развивая все свои силы, способности и возможности.

В мире очень много разнообразных профессий. И каждая профессия требует к себе должного отношения .Как можно представить себе журналиста который не обладал бы смелостью, общительностью, умением налаживать контакты ? Или управляющего организацией, предприятием, который не обладал бы качествами лидерства ,самостоятельности ,ответственности ?Или творческого человека, не обладающего харизмой, обаянием, привлекательностью?

Список использованной литературы:

  1. Л.Д .Столяренко.,С.И. Самыгин.,В. Е.Столяренко. Психология и педагогика.-Ростов- на Дону,2009.