Евразийский
научный
журнал

Временная перспектива руководителя как специфический фактор развития организации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лозенко Кристина Владимировна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский научный журнал №10 2017»  (октябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1906
Показать PDF версию Временная перспектива руководителя как специфический фактор развития организации

Лозенко Кристина Владимировна,
магистр КамГУ им. Витуса Беринга,
Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
E-mail: KristinaLozenkoLebedeva@mail.ru

Научный руководитель: Водинчар Екатерина Александровна,
доцент.
Кафедра теоретической и практической психологии КамГУ,
Россия, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский

Аннотация

Рассматриваются теории временной перспективы К. Левина, Б. Г. Ананьева, Ж. Нюттена, Ф. Зимбардо и Дж. Бойда, Е. И. Головахи и А. А. Кроника, проанализировано поисковое исследование Т. А. Нестика. Статья посвящена теоретическому анализу походов к понятию «временная перспектива» в отечественной и зарубежной психологии. Раскрывается взаимосвязь данного феномена с самосознанием личности руководителя. В заключении описаны результаты анализа теоретического и практического исследования особенностей временной перспективы руководителя как специфического фактора развития организации.

Ключевые слова: временная перспектива, самосознание, смысложизненные ориентации, временная трансспектива, образ будущего организации, управленческое видение, временная перспектива руководителей.

В условиях стремительного научно-технического прогресса, ускоряющихся изменений и высокого уровня конкуренции на рынке предприятия вынуждены постоянно менять бизнес-процессы, структуру и подходы к работе. Принципиально важным в этой связи качеством руководителя является умение увидеть, предугадать предполагаемые изменения, построить образ будущего своей организации и передать его сотрудникам, то есть способность к управленческому видению.

Управленческое видение определяется нами как отношение руководителя к будущему организации, которое включает антиципирующий образ ее будущего состояния и готовность доведения его до сотрудников. Содержание образа будущего, предположительно, может включать представления руководителя о целях и задачах организации, сценариях ее развития, об идеальном функционировании. Среди ключевых компонентов управленческого видения можно выделить когнитивные (содержание образа будущего), аффективные (оценка прошлого, настоящего и будущего организации) и поведенческие (готовность транслировать видение сотрудникам, готовность формировать командное видение). Как показывает теоретический анализ феномена управленческого видения, одним из наиболее существенных личностных факторов его формирования является временная перспектива руководителя.

Курт Левин был одни из первых современных психологов, который осознал важность временной перспективы в человеческом поведении, хотя сам термин «временная перспектива» он стал использовать только после публикации Л.Фрэнка в 1939 году при описании «жизненного пространства» человека, включающего прошлое, настоящее и будущее. К. Левин определил временную перспективу как «целостность видения человеком своего психологического будущего и психологического прошлого в данное время» [10, с. 53-56]. Ограниченность или отсутствие временной перспективы ведет к пассивности, дезорганизации, неэффективности деятельности [6, c. 242-258]. В настоящее время существует множество различных подходов к определению понятия временная перспектива.

Одним из наиболее глубоких по своему теоретическому анализу является рассмотрение временной перспективы в рамках проблемы жизненного пути. Изучением жизненного пути личности занимался Б. Г. Ананьев, сформулировавший принцип гетерохронности развития психических функций индивида [2, c. 104-105]. Он рассматривал жизненный путь человека как историю формирования и развития личности, субъекта деятельности в определенном обществе. В последнее время в отечественной психологии, разрабатывая личностно-временную проблематику, психологами вводится понятие личностное время, под которым понимается психотемпоральная организация взрослой личностью своего сознания и самосознания, поведения и деятельности в процессе осуществления взрослым человеком его индивидуальной и групповой жизнедеятельности и общения, как сложное развивающиеся целостное образование — способ жизни [1, c. 28].

По мнению Ж. Нюттена, временную перспективу следует отличать от других аспектов психологического времени, таких, как временная ориентация и временная установка. По аналогии с пространственной перспективой, временная перспектива не является пустым пространством; ее основу составляют объекты, «локализованные» во времени с помощью темпоральных знаков. Ж. Нюттен называет следующие параметры, характеризующие временную перспективу: 1) протяженность, насыщенность распределения объектов, 2) степень структурированности объектов (наличие связей между ними) и 3) степень яркости и реалистичности. Её формирование зависит от модели семьи, культурных ценностей, образования, социоэкономического статуса, экономической и политической ситуации, наличия в опыте субъекта травматических событий и персональных успехов. Временная перспектива может быть рассмотрена как выражение собственной системы смыслов человека.

Ф. Зимбардо и Дж. Бойд полагают, что, хотя временная перспектива может зависеть от ситуационных сил, она может также становиться относительно стабильной диспозиционной характеристикой личности [12, c. 1271-1288]. Они рассматривают пять основных измерений временной перспективы: это временная перспектива негативного прошлого, отражающая восприятие человеком негативных событий прошлого, и временная перспектива позитивного прошлого, связанная с положительными событиями прошлого, а также способностью извлекать уроки из негативного опыта. Настоящее также характеризуется двумя временными перспективами. Это временная перспектива гедонистического настоящего, для которой характерно предпочтение удовольствий текущего момента будущим выгодам, и временная перспектива фаталистического настоящего, которая характеризуется неверием человека в свою способность повлиять на события своей жизни. Временная перспектива будущего связана со способностью человека планировать свои действия, при необходимости, отказывая себе в желаниях настоящего момента ради достижения целей. Подобная временная ориентация, как отмечают авторы, способствует достижению успеха, однако лишает человека способности получать удовольствие от жизни. Перечисленные временные перспективы являются независимыми друг от друга, и для каждого человека характерно наличие нескольких из них. По мнению Ф. Зимбардо, оптимальным сочетанием является наличие высоких показателей по шкалам позитивного прошлого, гедонистического настоящего и будущего. Данное сочетание характеризует человека, который благодарен прошлому, наслаждается настоящим и контролирует свое будущее. Авторы указали на значимую роль этой временной перспективы для подкрепления чувства персональной идентичности.

Временная перспектива представляет собой многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров. Временная перспектива в узком смысле — это представления человека о своем будущем, планы на будущее; она имеет 3 уровня: текущая (несколько часов, день), средняя (неделя), дальняя (месяц, год) [9, c. 19]. Более широкое понимание представлено через понятие временной трансспективы —сквозное видение из настоящего в прошлое, из прошлого в настоящее, из будущего в настоящее или прошлое; способность человека обозревать течение времени собственной жизни в любом его направлении, возможность взаимоотнесения прошлого, настоящего и будущего и связывания этих временных компонентов в сознании и подсознании [5, c. 179-185]. Среди компонентов временной трансспективы можно выделить настоящее, временную перспективу (взгляд в будущее) и временную ретроспективу, то есть взгляд в прошлое [3, c. 53-56].

Е. И. Головаха и А. А. Кроник отмечают, что измерение параметров временной перспективы позволяет оценить ее как благоприятный или негативный фактор развития личности и ее жизненного пути. Они выделяют следующие параметры ВП: а) продолжительность — хронологический «размах» событий будущего; б) реалистичность — способность личности разделять в представлении о будущем реальность и фантазию; в) оптимистичность — соотношение положительных и отрицательных прогнозов; степень уверенности в том, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки; г) согласованность — связность событий прошлого, настоящего и будущего; д) дифференцированность — степень расчлененности будущего на последовательные этапы: ближнюю и отдаленную перспективу [4, c. 208]. В настоящее время, исследователями выделены и другие характеристики временной перспективы, такие как: протяженность, направленность, плотность, когерентность (согласованность) и эмоциональный фон [3, c. 53-56].

Все вышеперечисленные параметры временной перспективы как факторы развития личности, с разных точек зрения, можно отнести непосредственно к личности руководителя. Важными факторами лидерского видения являются такие характеристики временной перспективы как ее протяженность и согласованность, временная ориентация, отношение к собственному прошлому, настоящему и будущему. Так, например, поисковое исследование, проведенное Т. А. Нестиком (N= 152) выявило связь управленческого видения с рядом характеристик индивидуальной временной перспективы руководителя [7, с. 85-89]. Ориентация руководителя на будущее наиболее тесно связана с отчетливостью образа будущего организации (r = 0,451 при p < 0,001), а также с отчетливостью представления о своей роли в будущей организации (r = 0,307 при p < 0,001). Возможно, эмоциональная значимость будущего и ориентация на его планирование способствуют прорисовыванию в воображении будущего организации и своей роли в его достижении. Негативное отношение к личному прошлому руководителя обратно связано с отчетливостью представления о своей роли в будущем организации (r = −0,205 при p = 0,003).

Исходя из этого, можно предположить, что чем негативнее представление руководителя о своем прошлом, тем менее он мотивирован на достижения в будущем. То есть, чем менее руководитель уверен в своей способности влиять на собственное будущее, тем более пессимистично и отстраненно он представляет себе будущее своей организации. Таким образом, специфический фактор развития организации — это индивидуальная временная перспектива руководителя, его индивидуально-психологические факторы. В современном мире, когда управление можно отождествить с управлением изменениями, когда способность предвидеть становится крайне важной, высокая ориентация на будущее является определяющей для успешной реализации управленческого видения наряду с возможностью переключения на прошлое и настоящее.

Список литературы:

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль. 1991 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1968
  2. Бороздина Л. В., Спиридонова И. А. Возрастные изменения возрастной трансспективы субъекта // Психологический журнал. 1998. Т. 19, № 2
  3. Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — Киев, 1984
  4. Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995
  5. Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» / Левин Курт // История психологии. — Екатеринбург, 1999
  6. Нестик Т. А. Видение будущего как лидерская компетенция и его связь с временной перспективой личности // Психологические и педагогические аспекты формирования профессиональной и социальной компетентности. Материалы международной научно-практической конференции (Иваново, 13–14 ноября 2009 г.). Иваново, 2009
  7. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004
  8. Павлова Т. А. Организация времени жизни как компонент структуры личности студента: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988
  9. Lewin K. Field theory in the social sciences: Selected theoretical papers. New York: Harper, 1951
  10. Zimbardo, P. G. & Boniwell, I. Balancing One’s Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning // Positive psychology in practice, Hoboken, NJ: Wiley, 2004
  11. Zimbardo, P. G. & Boyd, J. N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric // Journal of Personality and Social Psychology, 1999, № 77